Разумеется, этот концерт не был "пиром во время чумы" - пандемии, итогом которой для РНО оказался не только сорванный юбилейный сезон, но и зияющий пустыми местами на 75 процентов зал Чайковского. Сам же концерт прошел в изящном контрапункте с видеохроникой, в коротких сюжетах изложившей славную историю создания и достижений оркестра, который практически сразу был признан одним из лучших коллективов мира.
Это факт, но РНО буквально ворвался в мировую оркестровую элиту, где первые позиции занимали оркестры с более чем столетней историей - Венский, Берлинский филармонические, Чикагский, Консертгебау и другие. Секрет успеха был в том, что к Михаилу Плетневу в 1990 году в его первый негосударственный оркестр пришли лучшие музыканты из ведущих коллективов страны, а репертуарную базу нового коллектива составили сочинения русской музыки, многие из которых буквально возрождались из небытия в программах РНО. Так, на юбилейном концерте прозвучал видеофрагмент "Славянского марша" Чайковского, авторскую версию которого вернул к жизни Михаил Плетнев на первом же концерте РНО в ноябре 1990 года. С тех пор в исполнении оркестра прозвучали сотни сочинений русских композиторов - от Рахманинова и Чайковского до редко звучащих партитур Мясковского, Глазунова, Танеева.
Записи РНО сразу попали в мировые топы и премии: в 2004 году оркестр стал первым в истории российских коллективов, завоевавшим премию Grammy, его запись рахманиновских "Колоколов" была признана "одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи", а "Спящая красавица" Чайковского в исполнении РНО попала в рейтинг самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Оркестр за тридцать лет много гастролировал не только в Европе, Азии, США, в Латинской Америке, но и по России, организовав симфонический тур на теплоходе по Волге, а в Москве с 2009 года проводя единственный в мире бенефис оркестра - знаменитый Большой фестиваль РНО.
Так что в праздник своего тридцатилетия оркестру было чему порадоваться на сцене. Вместе с РНО в этот вечер выступали скрипачи Вадим Репин и Сергей Крылов, виолончелист и дирижер Александр Рудин, пианист Борис Березовский, которые не только блистательно солировали, но и по ходу действия меняли свои "амплуа": Рудин сидел в оркестре в увертюре к опере Россини "Вильгельм Телль", Крылов дирижировал плетневским сочинением Fantasia Helvetica, с эффектным коллажем музыкальных тем и звоном коровьих колокольчиков, Березовский звенел на треугольнике, Репин дирижировал, концертмейстер оркестра Алексей Бруни вдохновенно читал акростих в честь РНО, сам Михаил Васильевич взялся за скрипку, а сын солиста оркестра Владислава Лаврика Егор завершил юбилейный оммаж, продирижировав "Вечным движением" Иоганна Штрауса, традиционным номером новогодних концертов Венской филармонии, под который знаменитые музыканты припустились в пляс. Вышло чрезвычайно жизнерадостно для нашей пандемической действительности.