"Декларация ООН о недопущении вмешательства в дела других государств была разработана почти 40 лет назад", - отметил Косачев, открывая "круглый стол", посвященный проекту международной конвенции . В новом документе, считает сенатор, надо четко и с учетом нынешних реалий прописать, что является вмешательством, а что нет.
По мнению Косачева, есть несколько вариантов реагирования на события в другом государстве, и в этом списке можно провести четкую границу между уважением и нарушением суверенитета.
В числе допустимых действий он назвал:
- - публичное несогласие и демонстрацию собственного примера решения проблемы;
- - критические заявления официальных лиц;
- - приостановку двустороннего сотрудничества по государственной линии;
- - введение санкций в отношении своих участников коммерческого сотрудничества;
- - принижение уровня дипотношений;
- - разрыв дипотношений.
"Дальше идет то, что, с моей точки зрения, уже непозволительно, что оказывается нарушением суверенитета и, соответственно, должно быть по идее запрещено, в том числе в рамках подготавливаемой нами концепции", - заявил Косачев и перечислил следующие действия:
- - поддержка НПО и СМИ с целью разогрева протестных настроений;
- - поддержка политической оппозиции;
- - политические и экономические санкции против граждан и бизнеса другой страны;
- - требования отставки иностранного лидера;
- - поддержка вооруженной оппозиции;
- - военная интервенция.
В конвенцию могут войти и другие положения, например, о недопустимости использования внутреннего законодательства в отношении других стран. Как напомнил первый зампред Комитета СФ по международным делам Сергей Кисляк, этим грешат США еще со времен войны в Югославии. В последние годы, по его словам, подобным образом стали вести себя и европейские страны, например, Бельгия.
В российском МИДе считают, что процесс продвижения этого документа будет непростым. "Поляризация международных отношений в последние годы продолжает расти, соответственно, следует ожидать еще большего противодействия идее универсальной конвенции о невмешательстве, в том числе и на площадке ООН", - считает директор правового департамента МИД России Евгений Загайнов. "Поэтому начиная эту работу, нам надо понимать, что рассчитывать на участие в ней наших оппонентов, по крайней мере в нынешних условиях, на данном этапе явно не приходится", - добавил дипломат.