04.03.2021 05:46
Хабаровский край

Женщины-предприниматели успешно реализуют себя во всех сферах бизнеса

Для женщин-предпринимателей моральная поддержка не менее важна, чем материальная
Текст:  Дина Непомнящая (ДФО)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №46 (8397)
Число женщин-предпринимателей растет с каждым годом. В среднем по России их доля в малом и среднем бизнесе составляет около 30 процентов. Как дамам удается существовать и даже процветать в суровом мире предпринимателей, рассказала директор НКО "Союз деловых женщин" (Хабаровск) Светлана Жукова.
/ Алексей Мальгавко / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Светлана Леонидовна, почему вообще выделяется такая категория, как женское предпринимательство?

Светлана Жукова: Это пошло с 1990-х годов, когда в России только начинали развиваться бизнес-процессы. Тогда руководящие должности обычно занимали мужчины, а женщинам отводилась роль второго плана. Чтобы они попробовали заняться бизнесом, нужен был определенный толчок, который позволил бы поверить в свои силы. Большей частью все программы поддержки женского предпринимательства настроены даже не на обучение женщин бизнесу как таковому, хотя и это тоже присутствует. На первоначальном этапе речь идет о поиске того дела, которому ты хочешь себя посвятить, и выработке лидерских качеств.

В канун 8 Марта "РГ" рассказала о выдающихся женщинах Поволжья

Мне кажется, что способность заниматься предпринимательством зависит не от пола. Это состояние души человека. Предприниматель - человек, готовый нести ответственность за себя и других людей, рисковать. Бизнес - это не работа, это образ жизни. Ты постоянно думаешь о нем. Всех новых знакомых оцениваешь как потенциальных клиентов и партнеров. И, чтобы женщина стала предпринимателем, ей просто должно нравиться им быть.

Вы упомянули о программах поддержки для женщин-предпринимателей...

Светлана Жукова: Их довольно много. Речь идет и о моральной поддержке, и о финансовой. Даже у нашего союза с 1997 по 2000 годы был серьезный проект для женщин по микрофинансированию малого бизнеса, тогда еще ни один банк этим не занимался, а мы привлекли иностранные инвестиции и выдавали первые кредиты под бизнес-планы. Сейчас наша деятельность направлена больше на распространение информации о способах и методах поддержки. Хорошие программы есть у центров "Мой бизнес", у различных фондов.

Как женщины попадают в бизнес?

Светлана Жукова: Обычно двумя путями. Первый - это когда есть обеспеченный тыл. Муж хорошо зарабатывает, и она может полностью отдаться любимому делу, не боится прогореть. Второй - когда уже нет выбора. Надо кормить детей, и она идет в ту сферу, где могла бы преуспеть.

И кто будет успешнее?

Светлана Жукова: Тут сложно предугадать. Я встречала многих, кто просто опускал руки, кому фатально не везло. По статистике, предпринимателями могут быть только пять-десять процентов населения, а успешными еще меньше. Но надо пробовать. Если ты готова рискнуть, готова поверить в себя, делай это.

Можно ли назвать какие-то сферы предпринимательства более женскими?

Светлана Жукова: В 1990-е все начиналось с торговли. Женщины всегда хотели хорошо одеваться. Это до сих пор самое популярное направление. На втором месте сфера красоты. Причем именно в России. За границей дамы не уделяют столько внимания своей внешности. На Дальнем Востоке очень востребовано пищевое производство. Хорошо идут чаи, дикоросы, рыба, кондитерские изделия.

Я не могу назвать чисто мужские направления бизнеса. У нас в "Союзе деловых женщин" есть владелицы автосервисов, магазинов стройматериалов, строительных фирм

Я не могу назвать чисто мужские направления бизнеса. У нас в союзе есть владелицы автосервисов, магазинов стройматериалов, строительных фирм. Есть женщины, которые посвятили себя медицине и открыли частные клиники. Много предприятий сферы услуг: консалтинговые, бухгалтерские, аудиторские. Сейчас развивается SMM, консультации в онлайн-сфере.

Чаще всего это малый бизнес?

Светлана Жукова: Да, микро, малый и средний бизнес. Но есть примеры крупных компаний, которыми управляют женщины.

На ваш вгляд, какие бизнес-проекты дальневосточниц особенно интересны?

Светлана Жукова: Я восхищаюсь нашими медиками. Сейчас большое внимание уделяется здоровому образу жизни и развивается именно женское направление в медицинском бизнесе. Думаю, у него большое будущее.

В Башкирии при разработке новых мер поддержки спросят мнение матерей

Еще мне нравится проект "Кухня без границ", которым руководит хабаровчанка Татьяна Аршинова. Несмотря на то что изначально это некоммерческий проект, из него получился хороший бизнес. В общем деле задействованы туристические компании, рестораны, гостиницы, и уже получается, что одно раскручивает другое. Например, появилась идея попробовать полынный суп. Рецепт сначала представили на одной из выставок в Хабаровске, а потом Нанайский район стал местом проведения фестиваля полынного супа.

Какие сложности характерны для женского предпринимательства в ДФО?

Светлана Жукова: Самая большая проблема для любого дела на Дальнем Востоке - это очень малоемкий рынок. У нас невысокая плотность населения, а любая услуга (если мы говорим о женщинах, то их бизнес - это в основном услуги) становится прибыльной, когда число потребителей велико. Переход в интернет дал новую возможность. Неважно где ты живешь, у тебя могут быть клиенты по всему миру.

Еще есть такие вещи, как рождение ребенка и декретный отпуск. Это не совсем проблема. Просто в этот момент женщина встает перед выбором: уделить больше внимания малышу или попытаться совмещать бизнес и материнство. К примеру, моя дочь успешно занималась предпринимательством, но после появления ребенка выбрала профессию мамы. Некоторые наши девочки прекрасно совмещают и то, и другое. Хороший пример Дарья Чудова, у нее свой продюсерский центр. И она не только занимается бизнесом, но и организует конкурс "Миссис будущая мама" для женщин-руководителей. На репетиции Даша приходила со своим ребенком в переноске и работала.

А бывают моменты в бизнесе, когда быть женщиной выгодно?

Светлана Жукова: Красивым женщинам труднее добиться того, чтобы в окружении мужчин их воспринимали серьезно. Срабатывают стереотипы. Если видят хорошенькую даму, особенно блондинку, думают, что это не бизнес-леди. Но девушки могут пользоваться этим и с помощью своей привлекательности усыпить бдительность бизнес-партнеров. Так женским обаянием и хитростью можно добиться того решения, которое необходимо.

Хабаровский край Дальний Восток