Изначально Кемерово в программе поездки главы правительства по регионам Сибири не было, но повод заехать на Кузбасс был. Президент поручил правительству до конца марта утвердить программу социально-экономического развития Кемеровской области. "Ее подготовка затянулась почти на два года. Это недопустимо", - заявил глава правительства на специальном совещании, в конце которого подписал окончательно согласованный документ.
Кузбасс - непростой регион со своими непростыми проблемами, констатировал Михаил Мишустин. На него повлияло распространение коронавирусной инфекции, ситуация на мировом рынке угля. Есть застарелые трудности в качестве жизни, безработица, сложности в демографии. "Важно преодолеть все эти проблемы, отставание от других территорий, создать мощную базу для развития экономики. Главное - это создать условия для достойной жизни людей, - подчеркнул глава правительства. - Здесь живет более 2,5 миллиона человек. Конечно, у них должна быть современная медицина, работа, жилье, возможность дать ребенку хорошее образование".
Программа социально-экономического развития области расписана на ближайшие четыре года. На ее реализацию потребуется более 51 миллиарда рублей федерального бюджета. С учетом региональных средств, уточнил министр экономического развития Максим Решетников, финансирование составит 55 миллиардов. Самые большие вложения будут сделаны в инфраструктуру. Только на строительство дороги в обход Кемерова пойдет 21 миллиард федеральных средств, еще 3,5 миллиарда - на реконструкцию аэропорта. Расселение аварийного жилья потребует два миллиарда рублей, а развитие курорта Шерегеш - более 2,5 миллиарда. Еще одна причина приехать сюда - возможность, как выразился Михаил Мишустин, без посредников сверить подходы государства и бизнеса в вопросах транспортного обеспечения вывоза угля из региона.
Область производит почти 60 процентов всей российской угольной продукции. "И жизнь во многих городах и поселках здесь фактически зависит от стабильной работы шахт", - подчеркнул глава правительства. Для устойчивого развития угольной промышленности правительство приняло новую программу действий на ближайшие 15 лет. "Одна из основных задач - это развитие транспортной инфраструктуры для нашего экспорта, прежде всего Восточного полигона железных дорог", - указал Мишустин. Это позволит не только расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и даст возможность получать больший доход за счет международного транзита.
"В течение ближайших четырех лет пропускная способность полигона должна увеличиться до 180 миллионов тонн", - заявил премьер-министр. Это на четверть больше, чем в прошлом году. Вывоз угольной продукции из Кемеровской области при этом должен вырасти на 30 процентов.
Для этого предстоит расширить Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Первый этап модернизации двух веток планируется завершить в текущем году. "Суммарно будет построено около 670 километров путей. На втором этапе - более 1300 километров", - сказал Михаил Мишустин. До 2024 года, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, финансирование составит около 780 миллиардов рублей. Глава правительства призвал максимально быстро подготовить графики строительства на обеих магистралях.
Рабочая поездка Михаила Мишустина по регионам Сибири