В Крыму с каждым годом все больше отелей переходит на работу по этой системе. Чаще всего "все включено" в крымских средствах размещения - это трехразовое либо пятиразовое питание по системе "шведский стол", напитки местного производства (вино, пиво, шампанское, вода, сок), спортзалы, спортплощадки, бассейны, пляжное оборудование, сауна, баня, а также детская анимация. Иногда в стоимость включают обзорную экскурсию по городу. При этом в одних отелях предоставляют до 15 услуг, в других ограничиваются семью-девятью.
Председатель комитета Госсовета РК по туризму, курортам и спорту Алексей Черняк отмечает, что сегодня ни один профессионал не даст четкого определения термину "все включено", у каждого свое понимание.
- Есть общая система классификации средств размещения во всем мире, есть перечень услуг, которые должны предоставлять в отеле с определенным количеством "звезд". Это дает возможность туристам в Крыму, в Калининграде или в Турции понимать, на что можно рассчитывать за определенную плату, сопоставить соотношение цены и качества и при невыполнении обязательных условий пожаловаться. Туристам либо вернут деньги, либо они получат качественную услугу. По такому принципу, на мой взгляд, надо идти и нам в вопросе о системе "все включено", - говорит Алексей Черняк.
По его мнению, чтобы не возникало путаницы, надо дать четкое определение этому популярному формату в России и установить набор предоставляемых услуг. Эксперт считает, что в единый стандарт необходимо включить как минимум четырехразовое питание и бесплатное пользование всеми услугами, которые есть в отеле.
- Что касается бесплатного алкоголя, то я предложил бы поддержать отечественных производителей, чтобы в отеле была только местная или произведенная в РФ алкогольная продукция. Импортный алкоголь - только за дополнительную плату, - говорит Алексей Черняк.
Турция и другие страны успешно использует систему "все включено" уже много лет. Как показывает зарубежный опыт, у такого формата есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ - большой спрос со стороны отдыхающих, поддержка местных производителей. Например, в Турции фермеры поставляют овощи и фрукты в первую очередь на курортные объекты, а уж потом на внутренний и внешний рынок. Недостатки - менталитет человека не позволяет ему дважды платить за одно и то же. Когда турист отдыхает по системе "все включено" с пятиразовым питанием и бесплатным алкоголем, это привязывает его к отелю, он неохотно покидает его территорию, чтобы съездить на экскурсии, посетить музеи, винные магазины, СПА-центры и заведения общественного питания. Зачем ужинать в ресторане на набережной, когда ужин уже оплачен в отеле?
Эксперт туристического рынка, директор туркомпании Иван Коваленко считает, что в такой большой стране, как Россия, сложно разработать единые стандарты для всех регионов. А зарубежный опыт надо использовать, учитывая традиции российского гостеприимства.
- Мне кажется, что у нас сложно будет включить все услуги по максимуму по примеру Турции или Египта. Это будет затратно, - отмечает Иван Коваленко.
Эксперт поясняет, что зарубежная система "все включено" - это не только многоразовое питание, бесплатный алкоголь, но и ежедневные экскурсии.
- Туристам отеля в Ялте могут показать все близлежащие дворцы, это недалеко, 10 - 20 километров. Сложнее организовать экскурсии по всему Крыму: из Ялты в Новый Свет, Судак и Евпаторию, это уже будут уже совсем другие затраты, - говорит Иван Коваленко.
Большинство оздоровительных услуг, которые сегодня предоставляют многие средства размещения в Крыму, также не войдут в систему "все включено", отмечает эксперт. Скорее всего, останутся только базовые: диагностика, ЛФК, ароматерапия. А что касается грязелечения, то знаменитые крымские грязи стоят недешево и не все отельеры смогут включить их в стоимость размещения без значительного повышения цены.
Председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко-Стамбульникова считает, что при разработке единых стандартов необходимо учитывать уровень места размещения.
- Должна быть градация: "все включено" для отелей уровня "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды" или без звезд. Не может быть единого стандарта для всех, - отмечает эксперт.
При этом она предположила, что работа в данном формате будет интересна далеко не всем крымским отельерам, в частности, он вряд ли подойдет малому бизнесу.
- В малых отелях акцент на домашний уют и дифференцированный подход к каждому гостю, который сам может выбирать подходящую систему питания и набор услуг, - говорит Наталья Пархоменко-Стамбульникова.
Справка "РГ"
По данным на ноябрь 2020 года, в Крыму более 500 гостиниц прошли классификацию. Из них "пять звезд" имеют десять объектов, "четыре звезды" - 48 объектов, "три звезды" - 176 объектов, "две звезды" - 109 объектов, "одну звезду" - 27 объектов, "без звезд" - 167 объектов.