Еще в 2019 году рассматривалось введение отдельного состава преступления для сотрудников и организаторов мошеннических кол-центров, Банк России и ранее выступал за ужесточение ответственности в этой сфере. Поймать мошенников можно. Но любой следователь скажет: очень трудно предъявлять им обвинение по серьезным уголовным статьям с реальным сроком.
Необходимость все-таки что-то предпринять стала особенно очевидной с началом пандемии - за 2020 год Банк России направил на блокировку операторам 26,4 тысячи телефонных номеров (на 86% больше, чем в 2019 году), потери клиентов банков выросли в полтора раза и составили около 9 млрд рублей, и в основном это результат работы преступных кол-центров. По оценке Сбербанка, каждый десятый телефонный звонок в России - от мошенников.
Не только телефонное мошенничество, но и другие методы социальной инженерии могут квалифицироваться по разным статьям УК, это затрудняет доведение дела до судебного решения, отмечает Банк России и предлагает внести дополнения в УК для упрощения квалификации подобных преступлений. Об этом сообщило РИА Новости, информацию подтвердил "РГ" Банк России.
"Логика предложения вполне понятна: не плодить сущности, - отмечают в Group-IB. - Если деньги были похищены под влиянием телефонного звонка от злоумышленников - неважно, каким образом: обманутый клиент сам перевел деньги мошенникам, продиктовал им sms-код, перепривязал чужой телефонный номер к своему счету у банкомата или поставил программу удаленного доступа и лишился накоплений, - все это мошенничество, то есть обман, злоупотребление доверием. В любом случае, на наш взгляд, проблема квалификации, то есть определения статьи УК, по которой возбуждается уголовное дело - это меньшая проблема по сравнению, например, со сбором доказательной базы".
Статья 159.6 УК введена в 2012 году, когда телефонное мошенничество еще не стало национальным бедствием. Она описывает хищение чужого имущества или приобретение права на него "путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей". Самый массовый вариант телефонного мошенничества не предполагает взломов: жертвы либо сами переводят деньги, либо сообщают преступникам коды и другую информацию, с помощью которой с карты списываются деньги.
Как именно может измениться формулировка этой статьи, пока неясно, в Банке России не ответили на этот вопрос. Диспозиция ст. 159 УК РФ сформировалась еще в советские времена, с учетом развития технического прогресса и "подкованности" злоумышленников и уголовное законодательство должно развиваться в части противодействия новым видам мошенничества, считает юрист Анна Юфа.
Банки неоднократно высказывались в поддержку ужесточения наказания для телефонных мошенников. "Как бы бизнес и регуляторы ни старались, усиливая требования к своим системам безопасности, информируя людей о правилах безопасности, без адекватных изменений в УК и повышения раскрываемости подобных преступлений будет сложно поставить заслон кибермошенникам", - говорит директор департамента информационной безопасности МКБ Вячеслав Касимов.
По данным Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) ЦБ, в большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками службы безопасности финансовой организации, с конца 2020 года - часто также и сотрудниками правоохранительных органов. Бум телефонного мошенничества привел к тому, что списки клиентов банков с персональными данными стали, по оценке ЦБ, самым популярным товаром на криминальных ресурсах в течение последних полутора лет. Именно обладая данными жертвы, мошенники с легкостью создают иллюзию звонка из банка или из государственного органа. Как правило, они переносят жертву в ситуацию быстрого выбора действий, чтобы "спасти" деньги, которые как раз пытаются похитить, не дают проанализировать ситуацию или перезвонить, описывает тактику злоумышленников ФинЦЕРТ.
Вот один из случаев, который произошел только что. В столичное отделение полиции обратилась женщина, которой звонили разные люди, представлявшиеся сотрудниками ЦБ. Они объясняли, что на ее имя взят серьезный кредит, а для решения проблемы она должна перечислить деньги, которые ей тут же вернут. Потерпевшая набрала кредитов на 8 млн рублей, все деньги перевела на карты мошенников.