19.04.2021 18:23
Общество

Почему обязательное изучение второго иностранного языка стало профанацией

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе обернулось профанацией. Кому это надо?
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (8435) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №86 (8437)
По данным опроса на сайте "РГ", 65,4% родителей недовольны качеством изучения второго иностранного языка в российских школах. А 64,4% считают, что для большинства учеников он и вовсе не нужен.
/ АР
Читать на сайте RG.RU

Можно ли выучить французский всего за один урок в неделю? Почему мамы и папы выступают против введения второго иностранного языка в школах? И правда ли, что он превратился в полнейшую профанацию?

- Немецкий у старшей дочки сначала был обязательным, затем стал факультативом. Она прекратила занятия со словами: "Мама, а можно детям просто дать отдохнуть?" - поделилась член экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки Татьяна Суздальницкая. - Школьная программа сильно перегружена. Предметы в профильных классах даются практически на вузовском уровне. Втиснуть в их плотный график еще и второй иностранный язык, на мой взгляд, это пустая трата времени и сил ребенка. Лучше давать один английский, но качественно.

- Профанация. У нас второй немецкий. Детей никто не спросил, какой язык они хотят изучать, родителей даже в известность на родительском собрании не поставили, - говорит Ольга из Волгограда. - В итоге ребенок этот предмет терпеть не может, так как работает стажер без педагогического опыта. Ребенок бунтует и отказывается ходить на эти уроки. А отказаться школа не позволяет.

Напомним, сегодня в 5-9-х классах второй иностранный - это обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов, их распределение по годам обучения. Обычно это два урока в неделю. Однако большинство выпускников школ так и остаются на допотопном уровне "читаю и перевожу со словарем".

I don't speak

- Не хватает учителей английского. Я ушла в декрет, и вместо меня в этом учебном году приезжали уже три преподавателя-совместителя. Никто надолго не задержался. Зарплаты в десять раз меньше московских, нагрузки большие. Молодежь не выдерживает, - говорит учитель английского языка из деревни Мокшино Тверской области Ирина Некрасова. - Со вторым языком еще хуже.

Родители выступили против второго иностранного языка в школах

По словам педагога, у них большая школа - на 400 ребятишек, рядом строится новый корпус, и пока есть только один "немец" на всех. А в соседнем селе школа не смогла найти ни "немца", ни "француза". Им удалось привлечь только преподавателя с китайским языком.

- Представляете, что будет, если он уволится? Какова вероятность, что сельская школа в Тверской области сможет найти второго преподавателя китайского? Смешно даже об этом говорить. Поймите, второй язык - это здорово. Но начинать нужно с кадров, а с ними огромная проблема, - считает Некрасова.

Опросы показывают: учителя английского - одни из самых дефицитных по стране. Есть школы, в которых педагог ведет такое количество часов, которое нормальный работник вытащить не может. В малых городах и селах дети учат, к примеру, английский и якобы дополнительно - французский. Но зачастую уроки такого французского (или немецкого, или испанского) превращаются в общее знакомство с культурой страны.

Все по стандарту

Откуда вообще в школах взялся второй иняз? И когда он стал обязательным?

В 2010 году, когда министерство образования утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Вводить его в действие планировали постепенно. Идея была в том, что за десять лет и учителя появятся, и школы успеют подготовиться. Не появились, не успели.

- Многие хотели, чтобы дети знали два языка, могли на них общаться по работе, путешествовать. Это всестороннее развитие ребенка, это бы стало сильным преимуществом, - вспоминает старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Мерем Биболетова. - Но нужно признать: идея не сработала. Ценность владения вторым иностранным языком, конечно, никуда не делась и не стала меньше. Однако вводить его имеет смысл постепенно, вначале только в тех школах, где есть все условия и преподаватели, где у детей и родителей есть потребность. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда девятиклассник и в английском сильно не продвинулся, и второй язык у него остался на нуле.

Есть и еще одна проблема. В российских школах очень много ребят, для которых русский - не родной язык. Такие дети учат фактически четыре языка параллельно: скажем, чеченский или татарский, плюс русский, плюс английский и плюс второй иностранный. В голове у ребенка - полная каша.

Плюс-минус ЕГЭ

По данным ВЦИОМ, большинство россиян (63%) считают, что знать иностранные языки важно и нужно. Но эта установка абсолютно расходится с реальной ситуацией: свободным владением английского могут похвастаться только 5% опрошенных россиян, немецкого - 1%. Россия находится на 41-м месте из 100 в мировом рейтинге владения английским языком EF English.

В прошлом году минпросвещения было вынуждено отменить обязательный ЕГЭ по иностранному языку, который был намечен на 2022 год: иначе выпускники в сельских школах рисковали получить "двойки" и остаться без аттестата.

Идея была в том, что за десять лет и учителя появятся, и школы успеют подготовиться. Не появились, не успели 

- У нас изучению иностранных языков в школе уделяется на треть меньше времени, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме того, почти в половине стран ОЭСР ученики изучают как раз два иностранных языка. В обязательном порядке, - рассказал "РГ" заведующий Научно-исследовательским центром мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович. - Когда ребенка учат только грамматике, как это зачастую происходит в наших школах, - ему становится скучно и неинтересно. Нужно в первую очередь думать о коммуникативных навыках: учить говорить, понимать устную речь. Конечно, школам нужны кадры. И это огромная проблема.

Но просто отменой ЕГЭ ее не решить, - подчеркивает эксперт. - Необходимо на государственном уровне обеспечить условия для того, чтобы все дети получали качественные знания по предмету. А не отказываться от ЕГЭ, потому что школа не располагает ресурсами, чтобы дать знания в соответствии с образовательным стандартом.

Кстати, на фоне всех этих языковых школьных катаклизмов четко просматривается тренд: популярность изучения иностранных языков в России растет из года в год! Вот только спрос удовлетворяется не в классе и не за счет государства, а репетиторами-частниками.

"Англичане" на репетиторском рынке - в топе популярности. Средняя сумма расходов на занятия с ними для 7-8-классника - 2800 рублей в неделю. Опросы ВЦИОМ показывают: каждый пятый россиянин использовал мобильные программы или практиковал интернет-курсы английского языка. Еще 19% обращались в языковые школы, 14% - занимались с преподавателем.

Вася, парле ву франсе?

- Готовятся новые образовательные стандарты (ФГОС). Обсуждается концепция преподавания иностранных языков. По проектам этих документов, второй иняз, скорее всего, перестанет быть обязательным, останется на усмотрение школы, - говорит Мерем Биболетова. - Но если она все-таки найдет возможность его ввести, то должна будет обеспечить преподавание на хорошем, качественном уровне. Чтобы выпускники достигли определенных результатов.

Конкурс "Большая перемена" собрал уже более 500 тысяч участников

Сейчас появляются совершенно другие подходы и методики. Как раньше учили? Говорить правильно, без ошибок. При малейшей помарке учитель ребенка тормозил: "Не тот артикль!". Из-за этого вырабатывался "комплекс отличника": когда боятся сказать неправильно и - не говорят вообще.

Любопытный нюанс. "Российская газета" расспросила несколько старшеклассников, что они могут сказать на втором языке, который изучали в средних классах? Большинство смогли вспомнить лишь расхожие фразы: как зовут, где живут. Посчитать от одного до десяти на французском десятикласснику из Перми не удалось...

- Да, наши дети перегружены занятиями и домашними заданиями. Но я не за послабление. Мне нужно, чтобы эти сверхплотные учебные часы давали реальные знания, а не фикцию, - категорично заявляет мама ученицы престижной столичной школы. - Пусть они изучают только один иностранный язык, но так, чтобы на выходе из школы могли на нем реально общаться, а не краснеть.

По мнению учителя немецкого языка из Гатчины Ленинградской области, победителя конкурса "Учитель года России-2014" Дениса Рочева, второй иностранный язык в школе - это неплохо, но все зависит от школы, от качества подготовки учителя.

65,4% родителей недовольны качеством изучения второго иностранного языка в школах. А 64,4% считают, что для большинства учеников он и вовсе не нужен 

- Изучение любого иностранного - это развитие мозга ребенка, его нейронных связей, ментальных способностей, - делится Денис Рочев.- Это очень важно. Я согласен, что во многих школах второй язык проходят для галочки, один час в неделю - очень мало. Надо делать упор на методику преподавания. Я всегда стараюсь, чтобы уже на первом уроке ребята заговорили. Получили удовольствие от общения на другом языке.

Практически все, с кем удалось переговорить, проводили мысль: в конечном счете уровень преподавания иностранных языков в школе - это лишь последнее звено в цепочке. А что предшествует? Например, такой серьезнейший момент, как подготовка учителей-предметников. Педагоги обучают школьников на том уровне компетенции, которого сами достигли, будучи студентами. Есть о чем подумать.

Официально

В минпросвещения на вопрос "РГ", перестанет ли второй иняз быть обязательным, ответили:

"Школьное образование предоставляет широкие возможности изучения иностранных языков. В части второго иностранного экспертное сообщество отмечало целесообразность включения его в учебные планы в случае его выбора родителями и при наличии необходимых условий в образовательной организации. Именно такой подход заложен и в проработке ФГОС".

Компетентно

Ольга Трубицина, завкафедрой методики обучения иностранным языкам института иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена:

- Каждый год наш институт выпускает около 80-90 учителей иностранных языков - это только по направлению подготовки "Педагогическое образование". Десять лет назад, когда студенты приходили на первые лекции, я их спрашивала: "Вы помните, что поступили именно в педагогический вуз? Хочет ли кто-то из вас работать в школе?" Поднятых рук практически не было. А сейчас, наоборот, таких - большинство. В основном выпускники видят будущим местом работы сильную "языковую" школу: гимназию или лицей, где на иностранные языки дается больше часов, где дети мотивированные. В следующем учебном году мы запускаем программу двухпрофильного бакалавриата, которая нацелена на подготовку учителей с правом преподавания двух языков. И конечно, нельзя не признать: пандемия добавила сложностей - студентам нужна практика речевого общения, в том числе и с носителями языка. Но надеюсь, что обмен студентами возобновится, и мы снова сможем приглашать лекторов из-за рубежа.

Мнения родителей

- Второй иностранный язык, по большому счету, можно назвать профанацией: не хватает учителей, часов, мотивации. Часто на этот курс в школах ставят студентов-практикантов, которые и сами толком не владеют языком, - рассказала "РГ" директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко. - Когда у школы нет никаких возможностей дать этот предмет на качественном уровне, откуда у детей возьмется желание учиться? Все это только добавляет стресса и неэффективной нагрузки детям, школе, родителям. Я всеми руками за то, чтобы дети знали язык. Это жизненная необходимость в современном мире, важное конкурентное преимущество. Но нужны учителя, нужен определенный уровень преподавания. Сейчас эти условия есть не везде.

- Слушайте, один час в неделю! 36 часов в год. Это если не болеть, нет карантина и так далее. Найдите хоть одного учителя, который скажет, что в этом есть смысл, - рассуждает Марина из Тюмени. - Если есть возможности и ресурсы, добавьте лучше еще час к основному языку. Знать один язык лучше, чем не знать два.

Комментарий

Надежда Мельниченко, автор учебников и обучающих программ по авиационному английскому

- Сегодня владение английским языком - необходимое требование-допуск к профессии пилота и диспетчера. Я всегда сталкивалась с "готовым продуктом" высшего и среднего образования - специалистами, которые очень часто не могли вести связь на английском языке. Да, всегда можно дать курсы авиационного английского и ведения радиосвязи на английском в рамках повышения квалификации. Но часто ни у меня, ни у обучаемых не было времени латать прорехи в общем языке.

Словарный запас еще можно расширить, однако грамматику категорически нельзя изучать в рамках специального языка и функционального стиля. Это дело школы и вуза. Не могу описать шок, который испытала, узнав, что абитуриенту не надо сдавать ЕГЭ по английскому, чтобы поступить в вузы гражданской авиации. Еще больший шок, когда было принято решение вообще отказаться в школе от обязательного ЕГЭ по инязу. Мы проанализировали программу по английскому языку для обычной российской средней школы. Ее освоение - это есть 4-й уровень владения языком без авиационной составляющей. Дело в методиках преподавания и профессионализме учителей. Так надо подтягивать и то, и другое, а не идти по пути наименьшего сопротивления.

Сдача ЕГЭ по английскому должна быть обязательной при поступлении в авиационные вузы. Это однозначно. И минимальный проходной балл по этому предмету должен быть не 22, как установлено Рособрнадзором, а не ниже 69 баллов. Для отраслевых вузов должен быть внутренний вступительный экзамен. Такие примеры есть. Вузы просто не успевают научить с нуля ни общему, ни авиационному языку, ни ведению связи.

Есть цифра: в авиакатастрофах, произошедших из-за незнания английского языка, в мире погибли около двух тысяч человек. Вот цена плохой языковой подготовки авиаспециалистов. А основную базу должна давать школа и школьные преподаватели английского языка. Можно с полным правом сказать: с них начинается безопасность полетов.

Подготовила Наталия Ячменникова

Образование