МВД перевело центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД на новое программное обеспечение под названием "Паутина", сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на пресс-центр МВД.
"Паутина" довольно давно используется для предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с хищением или угоном транспортных средств, а также для розыска машин. Но до недавнего времени работала только в нескольких регионах, в том числе в Москве и Московской области. "Российская газета" уже рассказывала об этой системе. Что же она собой представляет? По сути, это просто специальная программа, которая очень умно анализирует поступающую информацию о движении транспорта, используя принцип: автомобиль не может появиться ниоткуда и исчезнуть в никуда. Причем эта программа может выполнять сотни тысяч задач одновременно. А информацию она получает со всех камер наружного наблюдения, а не только с комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений.
Она распознает марку автомобиля. Также она может отыскать машину лишь по части номера, причем распознает и проверяет по федеральным базам все типы регистрационных знаков, в том числе иностранные. Способна вычислять движение автомашин-"двойников" на территории России. Впрочем, многие способности системы по понятным причинам не разглашаются.
Как это работает? В ситуационном центре на экране вдруг начинает мигать некий объект - подозрительная машина. Инспектор передает информацию об автомобиле ближайшему экипажу ДПС. Тот останавливает машину и проверяет ее. Система способна вычислять угнанные автомобили еще до того, как об угоне заявит автовладелец. Такая идея была реализована на основе нетипичного поведения автомобиля. Например, под камерой проехал автомобиль, но система знает, что машина с таким номером в этот район за последнее время не въезжала. И она тут же подает сигнал, что эту машину нужно проверить. Вдруг ее угнали, а номера перевесили?
За месяцы, а тем более годы эксплуатации автомобиля вырабатываются определенные маршруты его движения, если, конечно, он не используется в качестве такси или каршеринга.
Корреспондент "РГ" лично в этом убедился, проверив движение своего автомобиля, когда тестировалась возможность системы отслеживать нетипичное поведение. Если маршрут отличается от стандартного, это может быть сигналом к тому, что машину надо остановить и проверить.
В общем, за время эксплуатации системы с 2012 года количество угонов в Москве и области снизилось с 12 тысяч машин в год до 1,6 тысячи. Выросла раскрываемость подобных преступлений. Полноценное покрытие хотя бы Центрального федерального округа позволит еще более эффективно отыскивать такие машины.
А уж если к системе подключатся все регионы, то найти угнанный автомобиль перестанет быть проблемой.
Впрочем, для эффективной ее работы есть еще одно важное и крайне дорогое условие: покрытие камерами всех дорог. Сейчас лидеры по количеству камер - это Москва и Московская область, Татарстан и Краснодарский край.
Также предполагается, что эта часть этой системы войдет в систему электронного обжалования штрафов, которая должна заработать с 1 сентября этого года.
Напомним, что ошибочные штрафы можно будет обжаловать в электронном виде через портал Госуслуг. Правда, для начала придется верифицировать свою подпись на этом портале. "Паутина" позволит достоверно установить, ошибочно выписан штраф или нет.
Заявления будут распределяться с помощью нового программного обеспечения с портала Госуслуг в нужный ЦАФАП.