Мы попросили Дмитрия Четвергова ответить на письмо, которое прислал в "РГ" - Неделю старшеклассник Ваня Аникеев из подмосковных Жаворонок. Начиналось оно словами: "Можно ли научиться играть, не зная нот?" Следующий вопрос был еще наивнее: "А есть ли какие-то приемы обольщения барышень при игре на гитаре?"
Дмитрий Четвергов (после паузы): Можно ли играть, не зная нот? Можно. Сразу на ум приходит Пако де Лусия. Да и я знаю немало музыкантов, которые прилично играли, играют и будут играть... Главное - это страстное желание научиться и музыкальный слух. Ну и чувство ритма, которое развивается постепенно. Это как у детей с развитием моторики: если звучит какая-то музыка, то ребенок начинает двигаться ей в такт, это надо поощрять, тогда и появится прекрасное чувство ритма.
Что делать, если нет слуха? Я иногда наблюдал ситуацию, когда люди считали, что у них нет слуха, они не могут в ноты попасть... Но ежедневные тренировки приводят к тому, что человек разовьет все нужные навыки и, конечно же, слух. Я вообще не встречал людей, у которых его совсем нет. Просто есть ленивые, считающие музыку только фоном и не старающиеся "открыть уши". С теми, у кого нет желания, ничего не поделаешь. А всем другим я раскрывал и чувство ритма, и слуха. Ведь у нас есть условные рефлексы, которые с помощью систематических упражнений помогают многого добиться. А еще надо очень любить музыку.
А про особые приемы обольщения барышень при игре на гитаре, о которых спросил Ваня?
Дмитрий Четвергов (после большой паузы): Если парень с гитарой, то это уже большой козырь. Даже и не для обольщения. А для самовыражения, для уважения в коллективе. Есть такая шутка, что "гитаристами становятся, чтобы девчонкам нравиться". Помню, в детстве я выучил три аккорда, а мой друг пять. И уже пел песни перед девчонками. Тогда я побежал домой и на следующий день играл уже десять аккордов. Такое у нас было соревнование, чтобы выделиться и привлечь внимание. Но, думаю, музыкантами все-таки не становятся для того, чтобы кого-то обольщать. Хотя какие-то "фишки", как в любом деле, у нас есть.
Есть такое понятие "трюкачество": барабанщики крутят палочки, гитаристы мотают головой, если на ней еще есть волосы. Да что угодно делают, лишь бы привлечь внимание - артист выходит на сцену, чтобы нравиться: и женщинам, и мужчинам. Но лично у меня таких "фишек" нет, и я им не учу. Да и вообще таких, которые стопроцентно работают на обольщение женского пола, не существует. Это полная ерунда. Но любая виртуозная игра - это уже трюкачество. А если еще при этом применять и какие-то красивые жесты, которые придумал или подсмотрел перед зеркалом, то и в этом ничего зазорного нет, таким образом мы привлекаем внимание к музыкальному произведению. Чтобы зрителям было интересно.
Вижу на концертах, как гитаристы или певцы спускаются в зал и успевают с кем-то заговорить. Это они для куража или просят, чтобы лучше хлопали?
Дмитрий Четвергов: Бывает, что артист выучил мелодию, механически запомнил аккорды, но вдруг мысли полетели в какую-то другую сторону. И артист пошел по залу высматривать поклонниц. Всячески привлекая внимание, чтобы красивая женщина к тебе подошла, или ты к ней уже после выступления, желая продолжить общение. На жаргоне музыкантов это называется "зоркий сокол". Некоторые, да, в эти моменты играют на особенном кураже!
Есть ли какие-то песни, благодаря которым можно понять, что человек научился играть на гитаре и достоин стать центром любой компании, любящей музыку?
Дмитрий Четвергов: Для гитариста очень важно выбрать свою исполнительскую линию, звукоизвлечение. В этом могут помочь и мастера. Как и многие, я начинал с того, что копировал соло мастеров: Ричи Блэкмора, Джимми Пейджа. Это необходимо: учиться у мэтров импровизации, фразеровке, а когда уже это умеешь, можешь начинать писать и свою музыку. Что сыграть, чтобы убедиться в том, что ты уже научился? Конечно, соло из песни Hotel California группы Eagles или что-то из Ричи Блэкмора. Но хороший гитарист и потом продолжает учиться.
Как выбрать гитару
Дмитрий Четвергов: Электрическая и акустическая - это принципиально разные гитары, но их объединяет одно требование - ровность грифа. Если покупаете в магазине, то можно обратиться к продавцу, потому что практически все там ребята грамотные. Первым делом надо внимательно посмотреть на гриф - чтобы от первого до последнего лада он шел не волнами. Берете инструмент к себе декой (или корпусом. - Ред.) и смотрите на срез грифа. Нужно, чтобы расстояние от струн до него было небольшим. И чтобы при необходимости его можно было регулировать анкером (ключом. - Ред.).
Нужно проверить и чтоб не было такого: в середине провал, а там, где струны крепятся и где порожек - они уходят вперед. В любом случае между струнами и грифом не должен влезать палец, и они должны лежать на нем свободно. Скажем, на электрогитаре на 12-м ладу между струной и грифом должно быть расстояние в 1 миллиметр. Чтоб медиатор пролезал. За 7, 10, 12 тысяч рублей реально подобрать хорошую акустику. Китайская акустика за 10 тысяч - бывают совсем "дрова", а мне одна такая гитара случайно попала в руки - выбрал и отлично звучит.
Ваня, не спеши
Еще вопрос от Ивана: сколько нужно времени, чтобы научиться играть на гитаре?
Дмитрий Четвергов: У всех по-разному. Нужно смотреть на то, как ты справляешься с новым материалом. Может случиться так, что педагог увидит в ученике потенциал и просто завалит его работой. И у меня такое бывало. Парень хватался за все, не мог остановиться, а в конце концов начинал путаться, входил в ступор и понимал, что у него не получается. Кто-то и бросал заниматься.
Потом я понял: надо обладать чутьем - все должно происходить в свое время. Главное тут - регулярно и дозированно. При этом у струнников есть и такая беда: после первых занятий с непривычки сильно болят пальцы. Некоторые думают, что так будет всегда, и бросают инструмент. Но и здесь надо немного подождать, пальцы покроются мозолями. В общем, Ваня, не спеши.
- 6 мая. Московский дом музыки, Олег Погудин
Народный артист России в преддверии Дня Победы споет "Темную ночь", "Смуглянку", "Случайный вальс" и другие военные песни.
- 15 мая. Клуб 1930, Группа Infected Mushroom
Электронный дуэт из Израиля, главный зарубежный гастролер месяца, исполнит вещи из нового альбома More Than Just A Name.
- 19 мая. Культурный центр Л. Рюминой, Валерий Сюткин и Light Jazz
Герой стиляжного рок-н-ролла подготовил новую программу "Король "Оранжевое лето".
- 27 мая. Крокус Сити Холл, Владимир Кузьмин
На концерте будет яростный скоростной рок: один из лучших гитаристов страны выступит в "Незабываемом юбилейном шоу".
- 29 мая. Мумий Тролль Music Bar, группа "Мегаполис"
Самая утонченная русская группа на свой день рождения выйдет с песнями с нового диска "Ноябрь".