Научно-практическая конференция состоялась в Центре по почвосберегающему земледелию, расположенном в туристическом комплексе "Город-крепость "Яблонов", построенном на том же месте, что и во времена Белгородской засечной черты, защищавшей эти земли от набегов кочевников. Аграрии посчитали это глубоко символичным. Еще до начала деловой программы они, обсуждая научные изыскания ученых центра, отметили: плодородие не только черноземов, но и всех почв в целом нуждается в защите. И если земледельцам удастся оздоровить землю, это сдержит тот "тихий кризис планеты", о которым уже пишут исследователи: не будет почвы - не будет человечества.
Руководитель представительства Российской академии наук, сенатор Совета Федерации Евгений Савченко поделился собственными выводами о современном растениеводстве.
- Все культуры, которые сегодня выращиваем, мы перевели на искусственное вскармливание, по сути - на капельницы, - отметил он. - В естественной среде все живые организмы вписаны в пищевые цепочки. Растения питаются продуктами жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. Мы же удобрениями оторвали их от естественного вскармливания. После этого нарушился их иммунный статус и потребовалось применять пестициды, гербициды и прочие добавки. А если мы нарушили эту цепочку в растительном мире, мы нарушили ее и в человеке. Мы сами, питаясь такими продуктами растениеводства, теряем иммунный статус.
Ученые отмечают, что поддерживать иммунитет эффективнее всего естественными способами - в частности, потреблением продуктов высокого качества. Но без здоровой почвы производить их невозможно.
Начальник белгородского департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Юлия Щедрина отметила, что весомым результатом программы биологизации земледелия в регионе стал показатель в шесть тонн сухого органического вещества, которые теперь вносятся на каждый гектар пашни.
- Ежегодно мы получаем более трех миллионов тонн зерновых и зернобобовых, - подчеркнула она.
Белгородский урожай все меньше зависит от засушливой погоды, которая сегодня характерна для Черноземья. Прошлую зиму с оттепелями, ледяными дождями и двадцатиградусными морозами озимые на белгородских полях пережили лучше там, где практикуется щадящая обработка почвы и обогащение органикой. Там же, где пашня обрабатывается традиционным способом, озимые погибли примерно на половине площадей.
- На тех полях, где применяют нулевую обработку почвы, в посевах озимых уже грач спрятаться может, - заметил гендиректор предприятия "Мясные фермы - Искра" Михаил Сергеев. - А на других они еще низкие.
Михаил Сергеев добавил, что урожайность его биополей примерно равна средним областным показателям. Только затраты на каждый гектар в три раза меньше. Сторонники биологической системы не вспахивают землю, заботятся о сидеральных культурах, остатки которых потом защитят посевы от холода, зноя и потери влаги, а главное - имеют возможность минимизировать химобработку.
- Мы не применяем обработку "по листу" на 30 процентах площадей, - пояснил Михаил Сергеев. - Происходит некоторое оздоровление почвы. В прошлом году полторы тысячи гектаров не протравливали, и снижения урожайности не было.
Так восстанавливается иммунитет растений. И на фоне общего удорожания химических средств защиты сельхозкультур этот вывод агрария-практика заставляет задуматься еще и о стоимости продуктов питания. Гендиректор Научно-испытательного центра "АгроБиоТехнология" Денис Морозов приводит статистические данные: ежегодно только в Белгородской области используется по два литра пестицидов, для того чтобы произвести продукты питания для каждого ее жителя. Конечно, эти данные весьма спорны, ведь регион только мясом кормит значительную часть страны и экспортирует весомые объемы как сельхозпродукции, так и продуктов ее переработки. И все же эти цифры заставляют задуматься: получается, что на столе среднестатистической семьи с двумя детьми - восемь литров пестицидов.
- Агрохимикаты накапливаются, - напомнил Денис Морозов. - После этого приходится выводить земли из сельскохозяйственного оборота. Что дальше?
По его словам, значительная часть пестицидов и гербицидов идет в Россию из Европы и США. ведь там действует жесткое законодательное регулирование их применения. Однако в России, по мнению экспертов, есть собственный стимул отказаться от агрессии агрохимикатов - восстановление и сохранение здоровья ее жителей.