25.05.2021 19:30
Экономика

Эксперт назвала причины некачественной питьевой воды

Кто контролирует качество воды в многоквартирных домах
Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Федеральный выпуск: №113 (8464)
Люди пьют плохую воду, а кто отвечает за текущую из крана жидкость - поставщики воды или управляющие компании - непонятно. Причины некачественной воды могут быть разными, отмечает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. В некоторых регионах изначально плохая вода в источниках водоснабжения - например, в Калмыкии или в астраханских степях она очень соленая.
/ Ксения Егорова
Читать на сайте RG.RU

По данным Счетной палаты, от 30 до 40% населения страны регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Тем не менее со станций водоподготовки вода уходит чистой, за этим строго следят надзорные ведомства.

Генпрокуратура выявила массовые нарушения при начислении тарифов ЖКХ

Зачастую проблема в инженерных сетях на подходе к многоквартирному дому и внутри него. Особенно эта проблема актуальна для старого жилья, где общедомовые коммуникации не меняли десятилетиями. Вот тут и возникает проблема - ответственных за трубы не найти. При этом отказ от воды из-под крана обходится совсем недешево. В 2020 году были приняты поправки в Жилищный кодекс о том, что жители могут требовать перерасчета при некачественном предоставлении коммунальных услуг. Но сделать это не просто. Но почти нигде нет оборудования, которое позволяет отслеживать, какого качества коммунальные услуги на входе в дом.

Если по какому-то параметру вода не соответствует нормативам (слишком жесткая, превышение содержания магния, брома или других веществ), у водоканала должен быть план повышения ее качества. Если до крана в квартире вода все же доходит некачественной - причиной могут быть проблемы в магистральных сетях (за них отвечают водоканалы) либо во внутридомовых сетях (например, они не были промыты).

"За состояние внутридомовых сетей водоканал ответственности не несет - это прерогатива управляющих компаний. К сожалению, не всегда вовремя меняются или прочищаются трубы внутри домов, что приводит к вторичному загрязнению воды и ее плохому качеству. В зоне ответственности водоканала: постоянный контроль качества воды на выходе со станции водоподготовки и регулярный отбор проб воды на сетях. Но на "входе" в дома такого оборудования не бывает, и это практически невозможно сделать", - говорит Довлатова.

Программой производственного контроля должны быть предусмотрены места отбора проб воды, в том числе при поступлении воды в многоквартирный дом, сообщили в минстрое. Однако управляющие компании (УК), управляя домами и предоставляя коммунальные услуги, не производят воду. По закону о водоснабжении и водоотведении программы производственного контроля качества воды разрабатывают предприятия системы водоснабжения: водоканалы, владельцы сетей водоснабжения. УК к ним не относятся и не эксплуатируют объекты централизованных систем водоснабжения. Следовательно, на них не распространяются требования о ведении производственного контроля и разработки программ контроля качества, отмечает минстрой.

Но в последние 2-3 года надзорные органы все чаще выдают УК предписания разрабатывать программы производственного контроля за качеством воды в домах. Штраф за отсутствие программы - 10-20 тыс. руб. Такие обращения поступают от УК из Санкт-Петербурга, Забайкальского края, Волгоградской, Вологодской и других областей, сообщает юрист "ЖКХ-Контроль" Бахрам Арбобов.

Все больше жителей Среднего Урала получают чистую питьевую воду

В Роспотребнадзоре подчеркивают, что неудовлетворительное состояние водопроводных сетей жилого дома серьезно влияет на качество питьевой воды в квартирах и становится поводом для жалоб населения. "Лабораторные исследования питьевой и горячей воды в рамках производственного контроля позволяют установить место и возможные причины ухудшения качества воды с учетом балансовой принадлежности сетей", - отмечают в ведомстве. Программы производственного контроля воды должны разрабатывать УК, согласовывая с Роспотребнадзором показатели, кратность и точки отбора проб, считают в ведомстве. "Например, можно проводить пять проб два раза в год", - сообщили в Роспотребнадзоре.

Однако это увеличит издержки УК и может привести к росту стоимости услуг для жителей. Впрочем, эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук подчеркивает, что жильцы для того и нанимали УК, чтобы она следила за качеством коммунальных услуг. По его мнению, программы производственного контроля качества воды обязательны для УК, речь идет о проверке воды на отсутствие радиации, вредных микроорганизмов, неприятных запахов и вкуса. Покупки оборудования при этом не требуется - УК может заключить договор с лабораторией, которая два раза в квартал будет отбирать и анализировать пробы. "Это входит в общедомовые нужды и может стоить несколько тысяч рублей в месяц", - считает Склянчук.

ЖКХ