02.06.2021 07:56
Экономика

Как выбрать личный электротранспорт и не натворить бед

Как выбрать личный электротранспорт и не натворить бед
Текст:  Антон Валагин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №120 (8471)
У продавцов электросамокатов и велосипедов с аккумуляторами начались горячие деньки.
/ EPA
Читать на сайте RG.RU

За большими скутерами: с пассажирским сиденьем, двумя аккумуляторами и аудиосистемой с Bluetooth люди записываются в очередь за два месяца. Стоимость такого устройства может превышать полмиллиона рублей - если оно, например, от BMW. Есть у электротранспорта и особое название - средства индивидуальной мобильности, СИМ.

Самокат: достоинства и слабости

Петербуржцев возмутили электросамокаты на остановках

Главные преимущества самоката - компактность и мобильность. Транспортное средство весом 10-15 кг можно носить с собой, возить в общественном транспорте, оно не займет много места дома или в офисе, поскольку складывается. Ну а когда возникнет нужда, металлический сверток вновь превращается в самокат и со скоростью автобуса везет своего хозяина, куда тот пожелает. Плюс цена - приличное СИМ можно купить за 18,5 тысячи рублей, проездной на год в Москве стоит дороже. За 8900 руб. можно купить детскую модель на трех колесах - она еще и мыльные пузыри пускает.

- Выбирая самокат, необходимо четко представлять себе, как он будет использоваться и где ездить. От этого зависит, к примеру, выбор колес. Они могут быть надувными или литыми. Вторые долговечнее и не боятся проколов, но поездка по брусчатке на них - сомнительное удовольствие, - рассказал продавец СИМ Евгений Дорохов.

Стихия самоката - благоустроенные городские тротуары, парки и велодорожки. Он легко маневрирует в толпе, но пасует перед песком, а неглубокая лужа может стать для него смертельной.

Приличный электросамокат можно купить за 18,5 тысячи рублей

- Если вода попадет в мотор-колесо или контроллер управления под ногами ездока - скорее всего они выйдут из строя, - предупредил Евгений.

Другой способ быстро загубить самокат - превысить допустимую нагрузку.

- Это когда дядя 130+ становится на аппарат легкого класса и едет на нем в гору. Примерно посередине мотор-колесо выходит из строя, и вот это все катится обратно.

Выбор электробайка

Электровелосипед крупнее и дороже самоката, его не спрячешь под стол в офисе, а нужно парковать на улице, но он обладает неоспоримым преимуществом - если аккумулятор разрядится, можно добраться до пункта назначения, крутя педали. К тому же велосипед универсален: подходит и для городской езды, и для сельской, ему нипочем ни лес, ни горы.

Хотя большинство производителей заявляют дальность электрохода в 40 километров, на деле она может достигать 100. Есть режим, когда двигатель помогает крутить педали, ездок при этом не напрягается. То есть можно в белой рубашке доехать до работы, не вспотев и не разрядив аккумулятор.

На Урале ограничили скорость электрических самокатов

В Сети продаются комплекты для установки электрооборудования на обычные велосипеды. Покупать их не стоит. Зачастую мотор-колесо шире обычного и не влезает на штатное место. У заводских электробайков усилена рама - особенно у переднеприводных, обычная вилка со временем оторвется. В сервисных центрах СИМ за электрификацию обычных велосипедов берутся неохотно, попытка же установить комплект самостоятельно чревата поломкой. А если подсчитать стоимость велосипеда, электрокомплекта и его монтажа, то выгода получается невелика. Еще одна опция, от которой стоит отказаться, - мотор-колесо с редуктором. Оно лучше крутится, но не обеспечивает рекуперации при езде накатом. А пластиковые шестерни внутри быстро выходят из строя.

Как и обычные велосипеды, электробайки бывают прогулочные, дорожные, горные. Пенсионеры охотно берут на дачу тихоходную модель с багажником. Молодежь любит амортизаторы и двигатель помощнее. Стоимость приличного аппарата начинается от 40 тысяч рублей.

Капризы батареек

Время зарядки аккумуляторов велосипеда и самоката одинаково - 6-8 часов в зависимости от емкости. Новое СИМ необходимо трижды разрядить до ноля, а затем зарядить до упора. На зиму аккумулятор с гаджета надо снять и хранить в тепле - литиевые батареи начинают разрушаться при -5. Летом электротранспорт нельзя надолго оставлять на солнцепеке, губительном для микросхем системы управления.

Безопасность

Не расслабляйся

В Петербурге возбуждено первое в стране уголовное дело после инцидента с электросамокатом. Двое студентов на прокатных СИМ сбили нескольких прохожих, а одного еще избили руками. На студентов завели дело о хулиганстве, а фирму, сдавшую им в аренду технику, заподозрили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

А власти Воронежа пообещали навести порядок в кикшеринге - сейчас прокатные самокаты стоят и валяются по всему центру города, мешая дворникам.

После столкновений с пешеходами скорость арендных устройств в некоторых городах, например в Москве и Екатеринбурге, законодательно ограничили 15 км/ч.

Почему в России не удается прописать правила для электросамокатов

Однако наибольшую опасность самокатчики представляют для себя самих - счет травмированных с начала сезона ездоков уже идет на десятки. И дело здесь не только в невнимательных автомобилистах, сбивающих самокатчиков на "зебрах". Кстати, как и велосипед, СИМ по пешеходному переходу надо катить.

Крупным самокатам на широких колесах на тротуаре неудобно - радиус поворота не тот. Они ездят по проезжей части, у обочины. Поток воздуха от пролетевшего мимо автобуса или фуры может лишить аппарат устойчивости и швырнуть его под колеса идущей следом машины. Об этом эффекте хорошо знают велотуристы, но они постоянно контролируют машину, а самокатчики едут расслабленно... По той же причине не рекомендуется устанавливать на самокат сиденье. Исчезает баланс телом. В минтранс поступило предложение обязать владельцев СИМ носить шлемы и другую защитную амуницию. "Защита нужна обязательно, - считает Дорохов. - На скоростных скутерах, самокатах и байках - на уровне мотоциклетной. В первую очередь необходим шлем. Мало кто об этом задумывается, но если на скорости 50 км/ч в глаз влетит майский жук, он этот глаз выбьет.

Кстати

Опасные игрушки

Сигвеи, гироскутеры, моноколеса и электроскейты к личному транспорту не относятся. Это устройства, предназначенные исключительно для развлечений - иначе говоря, игрушки. Они имеют свойство внезапно отключаться - с гироскутера человек при этом падает, сигвей вдобавок бьет его ручкой по голове - а для катания подходит только ровный асфальт.

Общественный транспорт