Ситуация с шумом в Петербурге неоднозначная. Карты шумового загрязнения, которые периодически составляют технические вузы города, показывают, что очень много громких звуков в южных локациях, особенно в поселке Ленсоветовский, находящемся в непосредственной близости от Пулково. С другой стороны, в рейтинги самых шумных постоянно попадают центральные районы города, здесь гул создают автомобили.
При этом относительно других городов Петербург - в позиции середнячка. Согласно исследованиям сервиса "Домофонд", Петербург занимает по уровню шума пятое место среди городов-миллионников. Тише и спокойнее в Казани, Перми, Краснодаре и Уфе. При этом больше шума в Новосибирске, Екатеринбурге, Москве, Воронеже, Красноярске и Омске.
Правда, в ходе исследований не анализировалось влияние звуковой рекламы у станций метро. Если бы ее учитывали, то Петербург по уровню шума приблизился бы к антилидеру рейтинга.
"Автошкола, автошкола", - ритмично повторяет в микрофон женщина средних лет у станции метро "Чернышевская". Она стоит здесь с утра до позднего вечера, зазывает прохожих в автошколу. Дождь, снег, летний зной - кажется, нет такой стихии, которая заставила бы женщину покинуть пост у станции метро.
Тут же, у "Чернышевской" на цветочном киоске один раз в минуту включается реклама букетов. Информацию о комнатных цветах и подарках не расслышать, ведь в это же время звучит реклама аксессуаров к мобильным телефонам, ее включает нелегальный торговец гаджетами с портативной колонки. У "Площади Восстания" продают шнуры для телефонов, настойчиво зовут в столовую и на экскурсии.
Все это в режиме нон-стоп слушают жильцы окрестных домов и многочисленные офисные клерки. От рекламы не спасают даже закрытые окна.
Звуковой спам одолевает петербуржцев возле всех станций метро. Неудивительно, что пять лет назад именно городской парламент впервые выступил с федеральной законодательной инициативой о запрете звуковой рекламы.
Законопроект был масштабным, городские парламентарии предлагали полностью запретить звуковую рекламу в жилых зонах и ограничить ее в остальных локациях, например в офисных кварталах. Причем они не делали разницы для источника этой рекламы.
Однако на федеральном уровне данная законодательная инициатива не прошла. Госдума рассмотрела и приняла другой закон о звуковой рекламе. Он оказался значительно мягче петербургского. В частности, он запрещает звуковую рекламу с ретрансляторов жилых домов. То есть если предприниматель поставил колонку на жилой дом, то он нарушитель. Если колонка установлена на киоск или административное здание, то новый закон препятствий бизнесмену не чинит. Точно так же не касаются новые правила и зазывал с микрофонами и портативными колонками.
Советник председателя комитета по законности и правопорядку Кирилл Закревский говорит, что тем не менее закон сможет помочь уставшим от шума петербуржцам.
- Сейчас, когда мы получаем жалобы на звуковую рекламу, то пересылаем их в Роспотребнадзор. Далее на место выходят санитарные специалисты, они фиксируют, есть ли превышение допустимого уровня шума. Соответственно, если в момент нарушения трансляция не ведется, то никаких претензий к организаторам не предъявить. Через три месяца горожанам будет достаточно просто сообщить о том, что с такого-то жилого дома ведется трансляция, - поясняет Закревский.
Что же касается зазывал и людей с колонками, то здесь, по словам Закревского, главная сложность в доказывании. В России нет законов, которые запрещали бы людям ходить с микрофонами и громкоговорителями, более того, звукоусиливающая аппаратура часто используется во время массовых мероприятий или общественных акций. Точно так же нет запрета на использование колонок. Если бы он был прописан, то тогда к ответственности можно было бы привлечь любого автолюбителя, слушающего музыку в машине или подростка, включившего любимый трек через Bluetooth.