13.06.2021 14:44
Культура

Воронежцы узнали секрет встречи Чехова с Сонькой Золотой Ручкой

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Читать на сайте RG.RU
Спектакль Дмитрия Крымова "Все тут." в театре "Школа современной пьесы"

Спектакль Дмитрия Крымова "Все тут." показали на Платоновском фестивале. В эссе о прошлом, которое не вернешь, и надеждах, которые не сбылись, встретились корифеи советского театра, герои Торнтона Уайлдера, двухметровый Чехов и знаменитая каторжанка Софья Блювштейн.

"Макбет" с Анной Нетребко - последняя премьера сезона Венской оперы

Премьера в "Школе современной пьесы" состоялась в октябре 2020-го. "Все тут." вошли в число десяти лучших постановок года (по версии Ассоциации театральных критиков). И популярность ее настолько велика, что на показы в Воронеж ехали не только жители соседних городов, но и москвичи - на фестивале билеты дешевле.

Крымов сочинил этот спектакль в память о родителях. Отец, режиссер Анатолий Эфрос, умер в 1987-м. Мать, критик Наталья Крымова, - в 2003-м. Для большей части нынешней публики, особенно за пределами столицы, спектакли и сама судьба Эфроса - нечто великое, но далекое. О работе Натальи Анатольевны знают профессионалы. Казалось бы, из чего тут делать театр?

Для Крымова факты биографии - лишь прикрытие. Глубоко в семейную историю публику не пустят. Да это и не нужно. Спектакль не рассчитан на то, чтобы всколыхнуть в каждом его личную, конкретную память о былом (хотя такой эффект и не исключен). Его стержень - ощущения. Ощущение театра как чуда, которое проходит сквозь всю жизнь. И жизни как спектакля, который нельзя ни поставить, ни проиграть дважды.

Воронежцы окунулись в "Ювенильное море" с МХТ имени Чехова

Alter ego режиссера - его воплощает Александр Феклистов - достает фибровый чемодан, надеясь найти детские игрушки. "А где буратино?" - внутри пусто. Обгоревшие подмостки покрыты сажей, из реквизита - обугленный стол и стулья с прожженной обивкой (художник - Мария Трегубова).

Во всю ширину сцены выстроен пышно украшенный "иконостас", за которым виднеются ряды пустых зрительских кресел. Режиссер почти два часа "кадит" вокруг, собирая всех, кто когда-либо стоял у алтаря. Повествует о театре, в который влюбился сам, и - устами легендарного завлита Нонны Скегиной (Мария Смольникова) - об отце, для которого служение искусству было делом жизни. Делает лирические отступления в сторону бабушки, изумительно исполнявшей революционные песни, и дедушки-чекиста, который с фанатизмом относился к рыбалке и требовал, чтобы дочь по правилам жевала налимью печенку ("К нёбу! К нёбу!"). Воссоздает эпизоды из спектаклей "Наш городок" по пьесе Уайлдера. Один был поставлен в США, другой в Грузии, поэтому в одном обыватели забавно-чопорные, в другом неудержимо-страстные, но те и другие проживают свою маленькую жизнь безвозвратно. Что умерло, то умерло, разве нет?

Анатолию Эфросу довелось руководить театром только четыре года. Дмитрий Крымов пестовал свою лабораторию втрое дольше, но в итоге тоже "лишился дома".

Он помнит дедушкино кресло-трон, оставленное на прежней работе. Вот оно на сцене - копия, конечно. Помнит наброски спектаклей - например, шикарный эпизод из "чеховской" серии цикла "Своими словами": встреча Антона Палыча с Сонькой Золотой Ручкой на Сахалине. До той поездки писателю давались только рассказы, после - пошли одна за другой пьесы, да какие! Не иначе, Золотой Ручкой писаны. И вот он, этот эпизод (копия, конечно): гигантский тощий доктор Чехов слушает свою театральную музу, гениальную актрису воровского мира. Соньку играет все та же Мария Смольникова, муза Крымова. Играет талант, не дождавшийся главной роли.

Спектакль "Страсти по Бумбарашу" возвращается на сцену Театра Табакова

Пламенная Скегина-Смольникова, которая все норовит превратить спектакль в лекцию по истории театра, незадолго до смерти попросила развеять ее прах над могилами Эфроса и Крымовой. Эпизод похорон - обернувшихся спектаклем - стал здесь центральным.

Старушка в золотом пиджаке стоит у трона, играющего надгробие. Глядя, как неуклюжий Крымов-Феклистов расставляет искусственные свечи, она ворчит: "Отец твой правду искал, а ты пластмассовой херней занимаешься". Когда урну с заклинившей крышкой наконец вскрывают, над головой Скегиной летят блестки. Осколки радости, сверкающая пыль, которая оседает на нас, даже если все идет прахом.

Драматический театр Воронеж Москва Центральная Россия Столица