В рамках ХХIV Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение между Федеральным агентством по туризму и руководителями девяти российских регионов: Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областей. Стороны планируют совместно реализовывать проект "Большое Золотое кольцо".
Надо сказать, что Большое Золотое кольцо - это не туристический маршрут, не расширение известного еще с советских времен Золотого кольца. Речь о создании большой агломерации, объединяющей регионы, расположенные в 300-километровой зоне вокруг Москвы. Экспертам Федерального агентства по туризму предстоит сделать анализ их туристического потенциала и, исходя из этого, определить брендовые точки.
Себя показать, на других посмотреть
Стартовый уровень вхождения в проект "Большое Золотое кольцо" в регионах весьма различен. Так, в Тульской области в прошлом году был реализован глобальный проект "500-летие Тульского кремля и начала создания Большой засечной черты". Этот проект, охвативший не только областной центр, но и ряд малых городов области, резко повысил благоустройство исторических поселений, не говоря уже о том, что появились новые интересные для туристов точки притяжения и объекты туриндустрии. Да и создание в областном центре уникального Музейного квартала, где в шаговой доступности расположились музеи - федеральные, региональные, муниципальные, гостиницы, кафе и рестораны, креативные пространства, - это серьезный шаг в привлечении туристов. Как заметила министр культуры РФ Ольга Любимова, открывая на минувшей неделе в Музейном квартале филиал "Ясной Поляны", сегодня в Тулу на один день не приедешь: нужно задержаться.
Пожалуй, это ключевой момент - создание некоего продукта, способного задержать туриста на несколько дней. К примеру, как констатируют специалисты Агентства по развитию туризма соседней Калужской области, сегодня Калуга - город одного дня. Конечно, обновленный Музей космонавтики привлечет интерес гостей, но этого все же маловато. Это при том, что интересные туристические объекты в регионе начали появляться заметно раньше, и не на бюджетные деньги, а за счет частных инвестиций. Это культовый проект "Архстояние", это парк "Воробьи", "Этномир", не говоря уже о популярных маршрутах паломнического туризма в Оптину пустынь и монастырь в Шамордине.
Нужен стандарт
"Подписание соглашения с Федеральным агентством по туризму и областями, входящими в проект "Большое Золотое кольцо", будет "способствовать формированию совместных межрегиональных туристских продуктов". Калужская область вошла в проект благодаря определенным магнитам, известным как нашим соотечественникам, так и в других странах: Боровску и "Этномиру", Полотняному Заводу и Музею бумаги "Бузеон", Николе-Ленивцу, Национальному парку "Угра", множеству монастырей и храмов", - пояснили в Агентстве по развитию туризма Калужской области.
- В Большое Золотое кольцо на территории Рязанской области войдут Рязань, Михайлов, Спас-Клепики, в перспективе, возможно, Касимов и другие населенные пункты. Если Спас-Клепики - это воспетая Паустовским Мещера, то про Михайлов известно лишь то, что здесь началось наступление под Москвой в Великую Отечественную войну. Кто-то, может, знает про михайловское кружево. Но нужны объекты, привлекающие туриста. Несомненно, интересен Касимов - территория непростая, но перспективная. Или поселок Лесной, где планируется создание Центра Тарковского - его концепция сейчас в стадии разработки. Тоже интересная тема, но не для широких масс, - рассуждает замминистра культуры региона Ольга Голева. - Конечно, привлекают туристов Константиново и есенинские места.
Как пояснила Ольга Голева, ставка должна быть сделана на познавательный туризм. Для знакомства с историей и культурой должны быть выстроены удобные логистические цепочки, в том числе межрегиональные. По ее словам, разноуровневое сотрудничество включает большой перечень инфраструктурных работ. Это и качественные дороги, и придорожный сервис, и развитие малых городов, которые войдут в проект.
- Инфраструктура Рязани на хорошем уровне и рассчитана на разный кошелек. К тому же можно использовать загородные отели в получасе езды от областного центра. Но малые города - другое дело. Кроме того, практически не развит придорожный сервис, нет нормальных санитарных зон, остановочных комплексов. Этому должно быть уделено внимание, должен быть создан единый придорожный стандарт, - надеется Ольга Голева.
Но "Большое золотое кольцо" - это еще и межрегиональный проект. Туристические маршруты, проходящие по разным регионам, могут быть связаны одной темой. Например, Министерство экономического развития Калужской области подало заявку в Экспертный совет для рассмотрения межрегионального туристического маршрута "Усадебное кольцо", проходящего по территории города Москвы, Московской области, Рязани, Рязанской области (Константинова), Тулы, Тульской области (Ясной Поляны), Калуги, Калужской области (Тарусы), Московской области (Мелихова). Продолжительность маршрута - от трех до пяти дней в зависимости от сезонности. Есть и другие интересные межрегиональные проекты, а индивидуальные туристы уже давно уверенно осваивают путешествия, не обращая внимания на границы областей.
На кого делать ставку?
Специалисты туриндустрии уверяют, что сегодня в регионы, расположенные вокруг Москвы, едут в основном индивидуальные туристы. Конечно, по-прежнему есть и туристические группы - работа с крупными туроператорами, несомненно, выгодна. Но все же сегодня уже нельзя ориентироваться только на групповой туризм. По словам специалистов, надо создавать комфортные условия для путешествий самостоятельных туристов. Это и автотуризм, и сплавы по рекам, и рыбалка, и паломничество...
И здесь у регионов появляется своего рода возможность маневра по привлечению средств. К примеру, рязанская Мещера - это особо охраняемая природная территория. Она относится к Министерству природных ресурсов, и это министерство готово, по словам Ольги Голевой, вкладывать средства в ее развитие. Одновременно это места, по которым 20 лет ходил Константин Паустовский, - и здесь уже просматриваются интересы Минкульта. К тому же есть и инвестпроекты, связанные с Мещерой, - бизнес готов вкладываться в развитие местной туристической инфраструктуры.
Подобных примеров можно найти немало. Но здесь многое зависит от того, сумеют ли региональные чиновники вкусно подать тему и предложить внятный проект. От этого зависит также привлечение средств как различных федеральных министерств и ведомств, так и частных инвесторов.
Справка "РГ"
Стоимость поездки из Москвы в Калугу на электричке - 550 рублей (поездом - на 100 рублей дороже), она ходит каждые два часа, время в пути - около трех часов. Автобусом можно добраться примерно за то же время, цена - около 600 рублей. В Калуге около 100 гостиниц. Стоимость номера в отеле - 2,5-3 тысячи рублей, есть и в два раза дороже. Можно найти и дешевле - до 1,5 тысячи.
Из Москвы в Тулу ходит несколько фирменных поездов, цена билета на которые - около 700 рублей. Но проще всего добираться электричкой: время в пути - 2,5 часа, стоимость - 525 рублей. Каждый час отходят автобусы, цена билета на которые - 500-650 рублей, время в пути - около трех часов. Разброс цен за ночь в отеле - от 3,5 до 12 тысяч. К примеру, номер в Музейном квартале можно снять за 7,5 тысячи рублей. Но есть и экономкласс - до двух тысяч за ночь даже в самом центре.
Электричка в Рязань едет два часа и 45 минут. Цены железнодорожных билетов - 500-600 рублей, автобусных - 450-500 рублей. Ночь в отеле в среднем обойдется в 2,5 тысячи рублей. Есть и в два раза дороже - были бы желание и возможность.