В исследовании "Программы Well-being в России" участвовало около 4,4 тысячи специалистов из разных регионов и сфер экономики. Наибольший интерес вызвали ответы самой многочисленной и перспективной группы работников - тех, кому от 25 до 40 лет ("поколение Y", или миллениалы) и молодежи от 18 до 24 лет ("поколение Z").
Пандемия и вызванный ею кризис во многих компаниях заставили россиян задуматься о том, чем они могут поступиться ради работы. Молодые сотрудники, вопреки распространенному убеждению эйчаров, оказались более лояльными и готовыми чем-то жертвовать. Так, в "поколении Z" готовы остаться вообще без социального пакета почти 20 процентов респондентов, среди миллениалов - только 14. Перерабатывать - брать дополнительные проекты, обязанности, оставаться сверхурочно - согласно 52 процента "зетов" и 42 процента "игреков". В группе молодежи только 17 процентов ответили, что в принципе не пойдут на жертвы ради сохранения работы. Среди людей 25-40 лет такой позиции придерживается каждый четвертый.
"Если говорить о мотивации сотрудников, то, по нашему опросу, конкурентная заработная плата и хороший бонусный пакет намного важнее для миллениалов, чем для тех, кто недавно вышел на рынок труда, - отметили в Hays. - Самые молодые специалисты готовы искать мотивацию в другом. Они склонны соглашаться на работу, даже если обещанный доход их не совсем устраивает".
Для четверти респондентов в этой возрастной категории привлекательный момент - компенсация затрат на общественный транспорт. Предоставление автомобиля для молодежи не так интересно. А вот среди людей постарше, наоборот, каждый третий обрадуется, если работодатель выделит служебную машину.
"Зетам" чаще нравится такой вариант мотивации, как скидки на продукты компании и подарки сотрудникам. А вот миллениалы скорее предпочтут работодателя, который заплатит за дополнительное медицинское страхование и страхование жизни.
Из данных Hays следует, что зрелых сотрудников больше интересует физическое здоровье, а молодых - эмоциональное, снижение стресса. Впрочем, здесь разница между поколениями не слишком велика. Две трети сотрудников в обеих возрастных категориях хотели бы, чтобы компания помогала их самореализации и карьерному росту. И только 35-40 процентов хочет внедрения программ по финансовому благополучию и повышению финансовой грамотности. Причем для молодежи это более актуально: 56 процентов с радостью получили бы за счет работодателя доступ к полезным онлайн-ресурсам, например, калькуляторам для ведения бюджета. Четверть респондентов 25-40 лет одобрила бы программы софинансирования пенсионных накоплений. Среди молодых сотрудников такую предусмотрительность проявляет лишь 14 процентов.
Для снижения стресса каждый второй специалист хотел бы получить гибкий график работы. Половина миллениалов и треть "зетов" также не прочь иметь дополнительные дни к отпуску.
"Если отсутствие мотивации и ситуация с пандемией беспокоят сотрудников примерно в одинаковой мере, то на сокращение зарплаты они смотрят по-разному. Серьезный стресс из-за этого испытывает около 40 процентов молодых сотрудников и всего 20 процентов миллениалов, - добавили в Hays. - Молодежь также более резко реагирует на выяснение отношений с руководителем и конфликты в коллективе".
С выгоранием у себя, своих друзей и коллег за последний год сталкивалось примерно 80 процентов респондентов от 18 до 40 лет. Двое из пяти в результате сменили работу. На момент опроса считали себя выгоревшими 24 процента специалистов среднего возраста и 20 процентов новичков.