Вопрос переделки пространства у воды, которое затевалось как зона отдыха, но стало объектом всеобщего раздражения, все-таки назрел. Исправить ситуацию попытались специалисты одного из инженерно-архитектурных бюро. Свою концепцию они разрабатывали в том числе на основании результатов электронных и очных опросов более пяти тысяч жителей, проведенных мультицентром "Контора пароходства", и рекомендаций представителей некоммерческого фонда "Городские проекты". Как рассказал урбанист Илья Курпатов, портрет горожанина, наиболее обеспокоенного судьбой набережной, в ходе анкетирования получился такой: незамужняя девушка 22-35 лет, проживающая в Центральном административном округе Тюмени, которая прогуливается у воды несколько раз в месяц в течение двух часов.
Мнение большинства опрошенных волонтерами жителей выразила Ирина Бобылева: "Нам нужны деревья, хороший газон, спуск к воде, туалеты, сцена или амфитеатр, кафе и рестораны, спортивная площадка и велодорожки". Востребована также понятная навигация, удобные скамейки и даже лежаки на склонах, качели. Предлагают тюменцы проложить каскадные бульвары вместо стихийных тропинок, обустроить места для пикников и йоги, беговые дорожки, питьевые фонтанчики, высокие столики для перекуса, киоски с сувенирами, а еще ликвидировать генераторы, перенести фонари, развести потоки пешеходов и тех, кто передвигается на самокатах, велосипедах, роликах…
Как видно, проблем в этой части города хватает. Сейчас, например, на правом берегу есть местами сильно выгоревший газон, ряд невысоких деревьев, фонтан-водопад, три кафе, три туалета, две воркаут-площадки, передвижная сцена, бронзовые фигуры и барельефы в честь исторических личностей и очень много гранита. На левом - памп-трек и рампы для трюков, которые вызвали много нареканий со стороны спортсменов, - в общем, в функционале это место чрезвычайно ограничено.
Главное проектное решение разработчиков объявила архитектор бюро Елена Михайлова. Речь о зонировании объекта и наполнении каждой зоны особым смыслом. Причем команда предлагает поименовать их в честь утраченных и сохранившихся храмов вдоль реки Туры. Она уверены, что связанные с историей названия рано или поздно приживутся и вкупе будут работать на туристический кластер.
Итак, первый отрезок под Свято-Троицким мужским монастырем (Троицкая набережная), который до сих пор не был освоен, задумано превратить в историческую деревню, а на краю устроить пляж - в этом месте на реке есть тихая заводь. Но насколько безопасно купаться в Туре практически в центре города? На набережной под корпусом архитектурно-строительного института Тюменского индустриального университета, где сохранилась часть старинного Дунькиного сада, испещренного стихийными тропинками, специалисты хотят построить несколько коворкингов открытого и закрытого типа - студенты должны оценить эту идею.
Крестовоздвиженская набережная по имени церкви по соседству может обрести парк "Чинги-Тура", причем с минимальными вложениями.
- Идеальным местом для него станет лог реки Тюменки, соединяющейся здесь с Турой. Это огромная зеленая зона, к сожалению, до сих пор неухоженная. Часть деревьев придется постричь, часть - подлечить, совсем старые, представляющие опасность, убрать. Проложим тропинки, установим малые архитектурные формы, - перечисляет Елена Михайлова.
Никольская набережная станет спортивной зоной. На Благовещенской, названной в честь утраченного собора, архитекторы предлагают установить часовню полуоткрытого формата - для проведения церемоний свадеб и венчаний, а также фотосессий. А на Знаменской набережной воплотить идею соединения города и реки через подземный паркинг под площадью Борцов революции. Нетронутым реставраторами до сих пор остается здание гауптвахты - оно и должно стать шлюзом для прохода с автостоянки на улицу. На Успенской набережной (тоже в честь утраченного храма), довольно узком участке, будут террасы, тентовые аллеи, перголы - это зона релаксации. На Ильинскую набережную у "Конторы пароходства" тратиться почти не придется - единственный участок правобережья в начале лета своими силами преобразила команда мультицентра.
В списке задач архитекторов есть разведение людских потоков: прогуливающимся пешком будет достаточно верхнего яруса, для обладателей средств индивидуальной мобильности отведут два нижних. На самой реке архитекторы придумали разместить до пяти причалов для речных трамвайчиков и так называемые плавбульвары с кафе, ресторанами, лежаками и навесами.
- Обязательно нужен хотя бы один панорамный лифт! Его мы предлагаем встроить в парящий мост со смотровыми площадками и игровыми зонами. В эту же конструкцию нужно поместить информационно-туристический центр, - добавила Михайлова.
Предложения специалистов горожанам понравились, но было и замечание - по поводу нехватки зеленых насаждений.
- Наша набережная - в первую очередь гидротехническое, берегоукрепляющее сооружение. Она состоит из огромной массы бетона, местами сваи и балки уложены с шагом в один метр. Высаживать в колодцы на склоны с углом в 45 градусов крупномеры нельзя - деревья попросту не выживут, да и ухаживать за ними будет неудобно. Превратить всю эту территорию в цветущий сад не получится, но озеленять, безусловно, нужно. Предлагаем ограничиться невысокими растениями, - высказалась Михайлова.
Ее руководитель Илфат Минулин добавил, что набережная должна остаться гранитной, - это прочнейший природный камень, который прекрасно соседствует с водой. В любом случае база для трансформации - фундамент - есть. Другой вопрос: почему объект сразу не благоустраивали в соответствии с критериями качественного общественного пространства? Еще один вопрос касается выбора оператора по наполнению территории событиями и взаимодействию с бизнесом. Вряд ли "Контора пароходства", и без того проводящая множество мероприятий для молодежи, справится с таким грузом ответственности. Не пойдет на это и Тюменьгормост, отвечающий за состояние правобережья. Здесь необходим игрок другого статуса.