01.07.2021 17:23
Кабардино-Балкария

В КБР начали ремонт важных для развития туризма дорог

Реконструкция трасс в сторону высочайшего пика Европы поможет Кабардино-Балкарии увеличить турпоток
Текст:  Михаил Сухарев (СКФО)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №143 (8494)
Туристы из России и других стран все больше интересуются поездками к природным достопримечательностям Северного Кавказа. Главной точкой притяжения, конечно, остается высочайшая гора Европы - Эльбрус. Но есть в регионе и другие, менее популярные и поэтому более желанные для искушенных туристов места - например, урочище Джилы-Су в Приэльбрусье. Однако добраться туда на транспорте было проблематично из-за плохой дороги.
/ Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Ремонта участка трассы к Джилы-Су, проходящего по территории Ставропольского края, добились представители Общероссийского народного фронта. Самым проблемным был последний километр - до границы с Карачаево-Черкесией, он представлял собой сплошные ямы и ухабы. Причем на столь опасный участок автомобилисты заезжали на полном ходу, так как он начинается прямо с пригорка.

В АТОР назвали альтернативы курортам Краснодарского края

- Мы обратились в министерство дорожного хозяйства края, попросили обратить внимание на эту важную для репутации региона часть магистрали. С представителями администрации Предгорного округа также встречались, они заверили нас, что приложат все усилия для получения субсидии и скорейшего ремонта отрезка, который в итоге не будет уступать по качеству исполнения кисловодскому. Специалисты администрации сработали четко, вовремя получили средства и разыграли контракт. Как только наступили теплые дни, дорожники приступили к ремонту, - сообщил эксперт ОНФ в Ставропольском крае Алексей Мурасев.

В ближайшее время на участке обустроят обочину и установят ограждение общей протяженностью 700 метров.

Всего несколько лет назад северный склон Эльбруса оставался для многих практически недоступным, особенно если бюджет поездки был невелик. Нормальной дороги в эту сторону попросту не существовало, доставкой отдыхающих в этот район занимались организаторы турпоходов и восхождений на Эльбрус. Сейчас же сюда стало вполне удобно добираться от аэропорта Минеральных Вод даже на обычном седане.

Единственная проблема - общественный транспорт до Джилы-Су не ходит, ведь по дороге к урочищу попросту нет населенных пунктов. Выход для многих - посуточная аренда автомобиля, траты будут сопоставимы с расходами на такси, но при этом машина даст дополнительную свободу в передвижениях.

- Летом Джилы-Су становится максимально привлекательным для туристов. В основном здесь занимаются хайкингом (пешими походами) по горам, но в холодное время года, особенно если требуется ночевка, это удовольствие на любителя. Летом на маршрутах снега нет, но ночевать придется в палатках, а температуры ночью из-за высоты иногда падают до нуля градусов, поэтому точно нужно позаботиться об утеплении. Но в любом случае оно того стоит - места здесь просто сказочные, - рассказал корреспонденту "РГ" ставропольский гид Сергей Осипов.

Горнолыжный сезон на Эльбрусе продлили в разгар лета

Еще одну дорогу - единственно ведущую на поляну Азау у подножия Эльбруса, где располагается вся горнолыжная инфраструктура, сейчас капитально ремонтируют в Кабардино-Балкарии. На нее направлено четыре миллиарда рублей.

- Работы на трассе Прохладный - Баксан - Эльбрус ведутся по уникальной технологии. Сваи, которые забиваются для укрепления уязвимых участков, уходят на глубину 15-17 метров, создаются мощнейшие защитные сооружения. Завершить все полностью планируется в 2022 году, - сообщил глава республики Казбек Коков.

На эту дорогу регулярно сходят сели, особенно в районе города Тырныауза. В 2017-м на нее обрушилось сразу два крупных грязекаменных потока, которые разрушили несколько участков федеральной трассы. Тысячи человек тогда оказались отрезаны от цивилизации, остались без электричества и газа. На сегодняшний день восстановлены три моста, очищен селепропускной лоток. Также достраиваются селелавинозащитные сооружения.

Количество туристов, проезжающих по этой дороге, с каждым годом растет. Отдых в Кабардино-Балкарии традиционно включает посещение Эльбруса. За три первых месяца 2021-го его посетило 220 тысяч человек, что на 80 процентов больше, чем за аналогичный период 2020-го. Отчасти это связано и с продленным горнолыжным сезоном, который до сих пор не закончился.

- До конца июня точно будут открыты трассы от станции "Мир" до станции "Гара-Баши", соответственно, канатные дороги тоже. Дальше пока сложно сказать, возможно, сезон продлится. Гости пока хвалят снег на тех участках, которые открыты, но кататься в это время года стоит все-таки рано утром, - рассказала корреспонденту "РГ" пресс-секретарь АО "Курорты Северного Кавказа" Татьяна Поздеева.

Кабмин выделит 30 млрд рублей на ремонт дорог почти во всех регионах РФ

Конечно, летом огромное количество туристов из всех уголков мира стремится совершить восхождение на Эльбрус. В прошлом году в районе Приэльбрусья актуализировали и вновь открыли 31 альпинистский маршрут из числа тех, что закрыли в начале 1990-х годов. В том числе они проходят по горным массивам Шхельда, Пик Щуровского, Гумачи. Доступ туда в свое время был запрещен из-за близости границы с Грузией и по соображениям безопасности. .

Тем временем

На Эльбрусе в ближайшее время планируют построить еще две канатные дороги, которые разгрузят третью очередь высочайшей канатки Европы - от станции "Мир" до станции "Гара-Баши". Новые ветки будут доставлять лыжников и сноубордистов к трассам на высоте 3515 метров. Кресельная дорога протяженностью 200 метров сможет перевозить до 2000 человек в час, гондольная длиной 840 метров - до 2400 пассажиров в час. Сейчас для лыжников и сноубордистов на курорте доступно 17 километров трасс.

Кабардино-Балкария Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ