Сейчас здесь стоят шлагбаумы, и транспорт предприятия не пропускают. Ценная минеральная вода тем временем сливается в канализацию, а постоянные покупатели "Новотерской" в разных регионах страны жалуются, что не могут найти ее на полках в магазине. Местные власти много раз обещали помочь заводу, но проблема пока не решена. На днях в краевой администрации заявили о планах построить к предприятию новую дорогу, но когда - неизвестно.
Первого июля 2021 года завод АО "Кавминводы", который выпускает известную минеральную воду марки "Новотерская", был вынужден приостановить работу. В отпуска и в простой отправили около 200 работников. Склады же переполнены готовым товаром, который невозможно вывезти из-за того, что владелец единственной дороги к предприятию поставил контрольно-пропускные пункты со шлагбаумами и запретил передвижение грузового транспорта, а позднее и малотоннажного.
На сайте завода трудовой коллектив выложил такое послание: "Мы столкнулись с реальной угрозой лишиться рабочих мест и источника существования. Единственный подъездной путь к заводу по улице Бештаугорской поселка Новотерского оказался в собственности Кайшевой Нурет Рашидовны. Стабильно работающее предприятие из-за решения физического лица прекратит деятельность. Более 250 человек потеряют работу".
Проблема стала назревать еще в 2017 году, когда руководство предприятия решило сделать капитальный ремонт дороги. Неожиданно для руководства завода выяснилось, что проезд с 2009-го находится в частной собственности.
"Распоряжением главы управления Росимущества Ставропольского края в 2009 году было принято решение о приватизации санатория "Минеральные воды-2", и в число объектов, подлежащих приватизации, были включены дороги и земельные участки под ними. Мы считаем, что именно это решение стало первоисточником всех проблем", - рассказали в администрации АО "Кавминводы".
Уже состоялось несколько судов, во время которых служители Фемиды принимали то одну, то другую сторону. Но в итоге дорога так и осталась частной. А 14 апреля 2021 года представители собственника установили вдоль границы своего земельного участка железобетонные блоки, затем смонтировали рамку, ограничивающую высоту проезжающих машин. С этого момента большегрузный транспорт уже не мог вывозить товар с завода.
Генеральный директор предприятия принял решение возить продукцию малотоннажным транспортом, но 23 мая появился шлагбаум, после чего и этот вариант отпал. А с шестого июля на КПП перестали пропускать даже заводские ГАЗели, которые привозят людей на работу, рассказали на заводе. Что любопытно, другой транспорт по дороге ездит, продолжает ходить и маршрутка, остановка которой находится здесь же.
- Мы пока вышли из ситуации, начав технические регламентные работы раньше положенного срока, просто перенесли их с ноября. Сейчас минералка используется для обслуживания оборудования. Но по большей части сливается в канализацию, так как законсервировать природный источник без экологического ущерба не представляется возможным. Сейчас пытаемся найти какие-то организации поблизости, которым мы могли бы возить воду в цистернах, а они бы ее разливали, но все же это не выход. Придется заключать новые договоры, бутылки будут другие, с отметками на этикетках об ином месте производства. Тара будет небрендовая, непонятно, как к этому отнесется ритейл и покупатели, - рассказал корреспонденту "РГ" Андрей Бояркин, заместитель гендиректора компании "Кавмининтер" - водоснабжающей организации, которая является недропользователем и в состав учредителей которой входит завод "Кавминводы".
Решить проблему миром пока не получается. Противоборствующие стороны обвиняют друг друга в нежелании договариваться и искать компромиссы.
- Движение собственник дороги ограничил, так как грузовой транспорт разрушает ее. Дело в том, что за происшествия на дороге по причине ее состояния ответственность несет владелец. Собственники завода минеральной воды не готовы заключить договор, чтобы они занимались ремонтом и ответственность ложилась на них. Мы неоднократно пытались договориться о совместном использовании или об аренде, но после устных договоренностей получали отказ, - заявил корреспонденту "РГ" юрист санатория "Минеральные воды-2" Антон Гунько.
По его словам, по дороге за день проезжали десятки 40-тонных грузовиков с товаром, это приводило к повреждениям полотна. Более того, на завод ехали цистерны с углекислотой.
- Не дай бог, там произойдет авария, углекислота хоть и не взрывоопасна, но это удушающий газ, нам такая угроза рядом с санаторием не нужна. Весь риск, связанный с эксплуатацией этой дороги, ложится на владельца, и в наших интересах - обеспечение безопасности, - добавил Гунько.
Власти Ставрополья тем временем анонсировали строительство к заводу новой дороги в поселке Новотерском на принципах государственно-частного партнерства. Ее проложат либо напрямую от соседней муниципальной трассы, либо в обход Терского конезавода с пересечением перекрытой частной дороги. Как рассказали в управлении по информполитике Ставропольского края, проектирование займет около месяца, еще столько же потребуется на строительство.
- Документов на эту дорогу мы пока не видели. Однако двухмесячная отсрочка решения проблемы ударит по нам очень сильно, проще, может быть, вообще закрыть завод и полностью перенести производство в соседний регион. За это время минералка пропадет с полок, придется платить неустойки. Договоры на поставку уже есть, но мы не сможем их выполнить, - отметил Андрей Бояркин.
АО "Кавминводы" уже направило иск в Арбитражный суд Ставропольского края, чтобы решить проблему и обеспечить беспрепятственный проезд по существующей дороге. Судебное разбирательство назначено на август 2021 года.