Специального распоряжения о цифровизации услуг республиканские власти не издавали, и ресурсоснабжающие компании принимают горожан в соответствии с общими указами главы РК о режиме повышенной готовности. С конца июня в Симферополе и районе действуют локальные ограничения: общепит работает до 23:00, запрещены некоторые массовые мероприятия. В отличие от прошлого лета, с приходом тепла ситуация усугубилась. Толпиться по-прежнему опасно. Услуги, по словам сотрудников ресурсоснабжающих компаний, можно получать онлайн, тем не менее очередей в отделениях избежать не удалось.
- Чтобы подать заявление на замену или подключение оборудования, в "Крымгазсети" нужно явиться лично, - объясняет жительница Симферополя Юлиана. - Понадобилось три визита в отделение, чтобы подключить новые газовую плиту и котел. Сделать это онлайн нельзя, электронной очереди нет, а в отделении на улице Гаспринского много людей. По этим вопросам принимают два раза в неделю.
Сколько бы усилий сотрудники компаний ни прилагали, не все клиенты правильно надевают маски, а социальная дистанция порой не соблюдается вовсе. Некоторые люди, понимая, что ждать придется еще долго, выходят на улицу и занимают места на скамейках возле отделения. Некоторые даже пожертвовали рабочим днем. Например, одна из посетительниц рассказала, что "была вынуждена взять выходной на работе, чтобы переоформить договор, так как "нужно полдня простоять".
- Мы поставляем газ населению и ведем техобслуживание газового оборудования, и в режиме онлайн подобные услуги оказать нельзя, - утверждает замдиректора по капитальному строительству ГУП РК "Крымгазсети" Вадим Деркач. - Есть услуги, которые предполагают физический контакт с абонентом - подведение газа, монтаж, ремонт, обслуживание оборудования. Но есть также задачи, которые можно выполнить без физического контакта. Например, сверка расчетов, оплата, отправка документов, получение справок. Большинство услуг, которые не требуют физического контакта, доступны онлайн. На нашем сайте есть личный кабинет абонента: там можно получить информацию об оборудовании, сверить счетчики и оплатить счета. Можно также подать онлайн-заявку на технологическое присоединение. Количество онлайн-платежей растет, но я бы не связывал это с пандемией - мы давно популяризируем услугу личного кабинета.
Несколько месяцев люди толпились и в отделении "Крымэнерго" на Пролетарской улице. В последнее время там возникли две очереди: часть посетителей записывалась заранее, часть стояла в "живой". Но совсем недавно очереди рассосались - отделение перестало принимать людей.
Директор "Крымэнерго" Игорь Коринь, отвечая "РГ", пояснил, что в отделении на Пролетарской абоненты по-прежнему заключают договоры на поставку услуг, меняют тарифы, оплачивают счета, сдают показания счетчиков и обращаются за их установкой и обслуживанием. Во время ковидных ограничений предприятие организовало прием заявлений о заключении договоров и изменении тарифа через электронную почту. Консультации можно получить онлайн - все контакты есть на сайте энергопредприятия. Также можно воспользоваться электронной абонентской книжкой на ресурсе www.mega-billing.ru, которая обеспечивает постоянный доступ к своему лицевому счету, позволяет контролировать задолженность и потребление электроэнергии.
В некоторых ресурсоснабжающих организациях работа с клиентами организована лучше.
- Пришла сверить показания счетчика. Очередей нет, ждать не пришлось, выдают талон, делают все быстро и по порядку, - рассказала жительница Симферополя Алла о своем походе в ГУП "Вода Крыма".
Оплата счетов за воду доступна онлайн - это можно сделать через терминалы и программы интернет-банкинга. В "Воде Крыма" сказали, что все операции и услуги были в онлайне и раньше, но абоненты стали активно ими пользоваться, когда началась пандемия.
- Начали поступать обращения через электронную почту, личный кабинет, в телефонном режиме, на сайт, - сообщила "РГ" директор по сбыту ГУП РК "Вода Крыма" Ольга Рябенькая. - За это время оплата через эквайринг выросла в два с половиной раза. В прошлом году, когда были жесткие ограничительные меры, мы закрыли все абонентские службы. Сами инициировали встречи в микрорайонах и населенных пунктах. Выезжали с сотрудниками, консультировали людей, чтобы снизить социальную напряженность. А у входа в абонентские отделы поставили контейнеры, чтобы клиенты могли передать показания прибора учета, заявления. Отвечали им в мессенджере и по электронной почте. Когда отделы открылись, у нас были подготовлены внутренние инструкции, разметка дистанции, средства индивидуальной защиты. Абоненты толпами стояли и пришлось привлечь дополнительных охранников. Очереди бывают, когда до 25 числа каждого месяца абоненты должны предоставить показания водомера. Пенсионерам удобнее прийти лично. В эти дни людей больше, но это не связано с пандемией.
К сожалению, в большинстве ресурсоснабжающих организаций сохранилась бюрократическая волокита с оформлением или актуализацией договоров. Хотя полтора года пандемии - вполне достаточный срок, чтобы перенести в онлайн максимальное количество услуг, оказываемых потребителям. .
Контакты
ГУП РК "Крымгазсети". Сайт: http://crimeagasnet.ru
ГУП РК "Крымэнерго" Сайт: https://crimea-energy.ru
ГУП РК "Вода Крыма". Сайт: https://voda.crimea.ru