Организаторы проекта напомнили, что хотя история русской национальной оперы официально ведется с Михаила Глинки и его "Жизни за царя", уже задолго до этого музыкальный театр прочно вошел в жизнь общества. Речь идет о XVIII веке, об эпохе правления императрицы Екатерины II. Знаменитый историк театра Николай Евреинов дал этому российскому периоду определение "театрократия", подчеркивая всепроникающую власть театрального искусства. Этой эпохе и посвящена предстоящая выставка, которая объединит экспонаты 27 российских музеев, две оперные премьеры и насыщенную программу для широкой и профессиональной аудитории.
Как отметила генеральный директор музея Елизавета Фокина, Царицыно - это очень театральное место. Многие историки и искусствоведы называют его "театром архитектуры" и оно имеет уникальную театральную сущность. Перевоплощения из XXI века в XVIII век в наше время становятся очень актуальными: ведь сегодня, в условиях тотальной прозрачности и публичности, мы все живем как на сцене. А театр XVIII века, который для императрицы Екатерины Второй был одной из важнейших частей ее жизни, является для нас огромным источником вдохновения.
"Опера как политика", "Опера как удовольстие", "Опера как воспитание", "Опера как страсть" - из этих разделов состоит выставка, где собраны уникальные подборки эскизов придворных сценографов Екатерины II, оригинальные проекты императорских и частных театров, театральные машины, костюмы и бутафория XVIII века, а также автографы сочиненных и написанных рукой императрицы либретто, партитуры ее любимых опер. Экспозицию завершает оперный VR-cпектакль, созданный совместно с Большим театром при участии актрисы Ингеборги Дапкунайте и дирижера Филиппа Чижевского.
Куратор проекта Илья Кухаренко заметил: "Театральная деятельность Екатерины II именно в наше время оказалась чрезвычайно актуальна. Театр стремится максимально расширить свои границы, посмотреть на себя с разных сторон. Это эпоха тотального взгляда на театр, и формат VR-спектакля очень созвучен всем этим темам.
В основе оперного действа в формате дополненной реальности - фрагменты русских и итальянских оперных партитур XVIII века, многие из которых не исполнялись более двух с половиной столетий.
Как рассказал маэстро Филипп Чижевский, "Мое кредо - открывать любую партитуру, как будто у нее нет никакого бэкграунда. С русской музыкой второй половины XVIII века именно такая история, для нас она абсолютно современна и сродни той музыке, которая пишется сегодня. Вообще, русская музыка того периода - мощнейший симбиоз фолка, эпохи классицизма и эпохи барокко, по сути народные песни в моцартовской оркестровке. Сегодня у нас есть возможность интерпретировать их сквозь призму нашего сознания".
Помимо основной экcпозиции, посетителей "Царицыно" ждут две оперные премьеры, которые представит кукольный театр "Трикстер". Это редкая камерная опера "Китаянки" Кристофа Виллибальда Глюка - композитора, чья музыка часто звучала при дворе Екатерины Великой, а также "Дидона и Эней" Генри Перселла - одно из самых известных музыкальных воплощений античного мифа о карфагенской царице Дидоне, с которой, как известно, ассоциировала себя русская императрица.
Программа фестиваля включает в себя более сорока образовательных событий, в том числе серию детских воркшопов от образовательного кластера театра "Новая опера" (ОКНО). А в кинозале "Арзамас" пройдет серия показов и обсуждений лучших оперных постановок крупнейших театров мира - нью-йоркской Метрополитен-опера, лондонского Ковент-Гарден, миланской Ла Скала и других.
Выставка-фестиваль "Театрократия. Екатерина II и опера" пройдет в Царицыно с 19 сентября 2021 года по 9 января 2022-го.