22.07.2021 11:05
ПФО

Максим Клочай: "МАКС-2021 покажет общий вектор развития авиастроения"

Текст:  Мария Волкова
С предприятиями авиастроительной отрасли ПАО "Русполимет" сотрудничает на протяжении многих десятилетий. Участие в профильной выставке - международном авиакосмическом салоне МАКС-2021 в подмосковном Жуковском - стало логичным продолжением этого сотрудничества. О новинках производства, импортозамещении и перспективных проектах авиастроения в интервью "РГ" рассказал генеральный директор ПАО "Русполимет" Максим Клочай.
/ пресс-служба ПАО "Русполимет"
Читать на сайте RG.RU

Максим Викторович, в этом году ПАО "Русполимет" отмечает свой юбилей, 155 лет. Вы сотрудничаете с предприятиями различных отраслей промышленности. Сколько лет ваши производства взаимодействуют с авиастроением? И каких результатов удалось добиться за это время?

Максим Клочай: Наше сотрудничество с предприятиями авиастроительной промышленности началось в 50-е годы прошлого века. Тогда предприятие называлось "Кулебакский металлургический завод" и подчинялось министерству авиационной промышленности СССР. Эта отрасль является ключевой для нас вот уже более 70 лет. Все заказчики нашей продукции, которые были в советское время, остаются и сейчас. Это крупнейшие авиастроители нашей страны. Но если тогда мы занимались поставками кольцевых заготовок, то сейчас это готовые кольцевые изделия, максимально приближенные под сборку.

Нижегородские предприятия презентовали свою продукцию на МАКС-2021

Мы активно наращиваем взаимодействие и с зарубежными партнерами. В их числе - производители из Канады, США, Южной Кореи. Они получают нашу продукцию и сразу используют ее в двигателестроении, никакой дополнительной обработки уже не требуется.

Что для ПАО "Русполимет" означает участие в авиасалоне "МАКС" в этом году? Какую продукцию вы презентуете? На стенде представлены изделия под общим грифом "Новинка", расскажите о них поподробнее?

Максим Клочай: Участие в международном авиакосмическом салоне в этом году особенно важно для нас. 2020 год по понятным причинам был достаточно скудным на выставочную деятельность, переговоры с клиентами. В то же время мы запустили новые производства, которые нужно презентовать. Показать, чего мы достигли и куда двигаемся.

На стенде "Русполимета" представлены новые изделия из порошковых металлов для абсолютно разных отраслей - авиакосмической, атомного машиностроения, судостроения и других. В этом направлении производства мы видим большой потенциал и перспективы. Еще несколько лет назад металлические порошки российские производители закупали за рубежом. Изделия из них обладают уникальными характеристиками - повышенной износостойкостью, большим ресурсом, меньшим количеством возможных дефектов. При этом производить их быстрее и дешевле, чем при использовании традиционных технологий. С этой продукцией мы уже успешно вышли на европейский рынок.

Сама по себе порошковая металлургия для нашего предприятия не нова: в середине 80-х годов у нас появился первый газостат. Но сами порошки закупались за рубежом. В сентябре 2019 года мы запустили собственное производство - это дочернее предприятие ООО "Гранком" - теперь у нас есть полный цикл выпуска металлических порошков и изделий из них. Сейчас на предприятии работает два модернизированных газостата, в перспективе планируем установку еще нескольких, уже разработана документация на их производство.

Металлические порошки активно используются в аддитивных технологиях. Сейчас у нас на предприятии монтируется 3D-принтер для выпуска готовых деталей, экспериментальные образцы продукции уже есть. В ближайшее время производство будет запущено.

Как новая номенклатура будет применяться в авиастроительной отрасли? У "Русполимета" есть целый ряд совместных проектов с авиапроизводителями. Какие еще перспективные наработки, совместные проекты вы планируете реализовать в ближайшем будущем?

Максим Клочай: Изделия из порошковых металлов активно применяются в производстве двигателей. Но перед отечественными компаниями стоит задача увеличения объемов этих изделий. Поэтому мы тесно сотрудничаем с корпорацией "ОДК" по свежей линейке двигателей ПД-14 и ПД-8, в комплектацию которых входят наши кольцевые заготовки, следим за новыми требованиями к производителям компонентов. Участвуем и в перспективном проекте ПД-35. Быть причастными к успехам отечественного авиастроения - особая радость и повод для гордости.

Вы упомянули ООО "Гранком", вашу дочернюю компанию, продукция которой представлена на "МАКС-2021". Второе ваше предприятие - ООО "Завод вакуумной металлургии" ("ЗВМ"), выпускающее титановые сплавы - также представлено на авиасалоне. Почему были выбраны именно эти два производства, в чем суть их кооперации?

Максим Клочай: С титаном, как и с порошковыми металлами, мы работаем очень давно. Но раньше приходилось покупать заготовки и делать из них изделия. Сейчас удалось уйти от сырьевой зависимости, построив собственные производства. Теперь наш "ЗВМ" может выпускать титан и его сплавы по всем возможным технологическим схемам. При этом качество продукции находится на высочайшем уровне, она сертифицирована для ключевых отраслей промышленности. Несмотря на то, что это классическое импортозамещение, у нас уже начались и поставки на экспорт. Продукция "Гранком" и "ЗВМ" ориентирована, в том числе, на авиакосмическую отрасль, оба производства имеют большие перспективы, поэтому мы решили продемонстрировать их в рамках "МАКС-2021".

Каких результатов вы ожидаете от участия в авиасалоне "МАКС" в этом году?

Максим Клочай: Самое главное - продуктивно пообщаться с нашими традиционными заказчиками, выстроить планы на будущее. Обговорить конкретные заказы на 2022-2023 годы. Понять, куда движутся наши партнеры, чтобы выстроить вектор развития в этом же направлении.

ПФО Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика Башкортостан Пермский край Приволжье Волга-Кама Средняя Волга