29.07.2021 14:58
Общество

Почему сироте из Омска не отдают четырехмесячную дочь

Текст:  Наталья Граф (Омск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (8523)
Мирослава гулит в кроватке, улыбается и изо всех сил тянется крохотными ручонками к маме. На счастье у них всего один час в день. Каждое утро Люда Киселева гуляет с дочкой во дворе омского Дома ребенка под строгим присмотром врачей, медсестер и волонтеров. А потом мотается по городу, собирает справки и обивает пороги всех инстанций, чтобы вернуть ребенка домой.
/ Наталья Граф/РГ
Читать на сайте RG.RU

Попала в беду

- Кроме дочки у меня больше никого нет, это единственный смысл моей жизни, - тихо говорит Люда и опускает глаза.

Волонтер Аня, мама пятерых детей, сидит на скамейке под соснами, смотрит на гуляющих с брошенными малышами нянечек и рыдает навзрыд.

- Я и Люде говорю - поплачь дома в подушку, легче будет, - шепчет мне Аня. - Но она никак не может заплакать, выплакала уже все.

Люде Киселевой 23 года. Она - круглая сирота. Выпускница адаптивной школы-интерната №16. И больше всего на свете она не хочет, чтобы маленькая Мирослава повторила ее судьбу. Типичную судьбу бывшей детдомовки.

В помощь от государства воспитаннице Киселевой досталась профессия швеи и просторная однокомнатная квартира с балконом в новом микрорайоне Амур-2. На первый взгляд - отличный старт для того, чтобы начать жить самостоятельно.

- Но выпускники наших интернатов, к сожалению, к этой самостоятельной жизни не приспособлены вообще, - считает руководитель благотворительного фонда "Мир, в котором нет чужих" Виктория Марчевская. - Программа постинтернатного сопровождения в Омске по факту работает только на бумаге.

На попечении у Марчевской сегодня 28 сирот и инвалидов детства, оказавшихся на улице без средств к существованию.

- Анечку вытащили из петли, она бежала по трассе в одних кроссовках, Кирилла я нашла в октябре на заброшенной даче, на Андрея оформила кредит сотрудница интерната, - рассказывает о судьбах своих подопечных Вика.

Люду Киселеву вместе с квартирой быстро "прибрала к рукам" цыганка Тамара. Она пообещала девушке работу и подселила к ней еще двух таких же бедолаг. Каждый день с 8 утра до 10 вечера "бригада" мыла полы в подъездах многоквартирных домов. Взамен, по словам Людмилы, Тамара их кормила супом и несколько раз выдавала "авансы" - по 200-300 рублей. Дисциплина у работодательницы была жесткой. Беременной Киселевой никаких поблажек не было.

Даже в день родов Люда с опустившимся животом и схватками сначала перемыла полы на своем участке, а потом приехала на "скорой" в Первый городской роддом, где 10 марта и появилась на свет Мирослава. Больницу Киселева до сих пор вспоминает как курорт. Ведь там она наконец-то смогла выспаться, наесться, как следует, и отдохнуть.

Новорожденную дочь из перинатального центра Люда несла до своего дома на руках. Шла пешком с младенцем из центра города до самого Амура. Денег на проезд не было.

Помощь не предложили

Возмущению "работодательницы" не было предела. Она рассчитывала, что послушная Киселева оставит ребенка в роддоме. Требовала, чтобы Люда отдала дочь на гособеспечение и несколько раз вызывала "скорую". Грозилась обратиться в полицию и посадить молодую мать за решетку. В конце концов, сирота сдалась и написала заявление в Дом ребенка с просьбой забрать Мирославу временно - на один месяц. Ведь кормить малышку и впрямь ей было не на что. К тому же за долги в квартире отключили свет.

Глава СКР велел организовать личный прием для сирот Алтая и Омской области

За этот месяц Люда пыталась обустроить свою жизнь как могла. Оформила на ребенка все документы. Собирала детские вещи по объявлениям и благотворительным организациям. Нашла кроватку, ванночку, пеленки, коляску. 24 мая мать пришла в Дом ребенка и попросила вернуть ей дочь.

27 мая в квартиру к Киселевой приехали с комиссией представители управления опеки и попечительства Департамента образования города Омска, социального центра "Рябинушка", ПДН ОП№11 УМВД России по городу Омску и Дома ребенка. Согласно акту обследования специалисты установили, что в квартире отсутствует холодильник, помещение захламлено пакетами с вещами, а долги за коммуналку составляют более 30 тысяч рублей. Комиссия решила, что Людмила не создала надлежащих условий для воспитания и содержания дочери и отказалась вернуть Мирославу. Дом ребенка обратился в Центральный районный суд с исковым заявлением о лишении Киселевой родительских прав и передаче Мирославы органам опеки для дальнейшего жизнеустройства.

При этом никто из специалистов не предложил сироте и выпускнице детдома, попавшей в беду, никакой помощи и поддержки.

Заступилась армия многодетных

За два дня до судебного заседания отчаявшаяся мать обратилась к общественникам. И за два дня омские многодетные мамы смогли сделать для сироты то, что должны были сделать представители опеки и соцработники.

- Мы выгнали проживающих вместе с Людой "коллег", обратились в правоохранительные органы с требованием разобраться с "работодательницей", привели квартиру в порядок, оплатили "коммуналку", подключили свет, нашли холодильник и стиральную машинку-автомат, собрали аптечку, приготовили все необходимое для малышки, наняли юриста, - рассказывает руководитель общественной ассоциации по защите интересов семьи "ДОМ" Алеся Григорьева.

На защиту сироты встала армия из 150 многодетных мам. Волонтеры записали Люду на курсы материнства, добились ежедневных встреч и прогулок матери и дочери у Дома ребенка, собрали положительные характеристики на девушку от соседей и из интерната и даже нашли отца Мирославы.

По подсчетам общественниц, ежемесячно Людмила должна получать на руки как минимум около 25 тысяч рублей. Этих денег ей вполне достаточно для того, чтобы спокойно воспитывать дочь в декретном отпуске. Единовременное пособие при рождении ребенка, пособие одинокой матери, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, субсидия на коммунальные услуги, материнский капитал на первого ребенка - это далеко не полный перечень тех выплат и льгот, которые могла бы получать Киселева, если бы работники органов опеки и социальной сферы в Омске добросовестно выполняли свои обязанности.

Впрочем, главный врач Дома ребенка Сергей Филиппов сообщил корреспонденту "РГ", что на данный момент не готов отзывать исковое заявление о лишении Киселевой родительских прав.

- Я работаю в данном учреждении более 8 лет и неоднократно сталкивался с тем, что возвращенные в семью малыши спустя время вновь поступают к нам, - объясняет Филиппов. - И с переломом бедра нам младенцев возвращали, и с другими травмами. На днях нам привезли ребенка таксисты - они буквально отбили его от отца, находящегося в неадекватном состоянии. Поэтому в данном случае мы будем действовать исключительно в интересах девочки. Нам необходимо достоверно знать, что ее жизни и здоровью ничего не угрожает. Когда по трехстороннему соглашению ребенок был помещен к нам на один месяц, мать им практически не интересовалась. Да, сейчас, она приходит к дочери ежедневно. Но в любом случае дальнейшую судьбу ребенка будет решать суд. И он будет оценивать не помощь других людей в воспитании малышки, а дееспособность самой мамочки.

В Министерстве образования Омской области и аппарате Уполномоченного по правам ребенка пообещали прокомментировать историю Люды Киселевой позже.

"РГ" будет следить за развитием ситуации.

Семья и дети Соцзащита Омск Сибирь