Где это село и как оно связано с Пушкиным?
Погорелое Городище находится в Зубцовском районе Тверской области.
Пушкин оказался в Погорелом Городище в пору работы над "Борисом Годуновым" в декабре 1826 года, после чего написал Николаю Раевскому о своем предке Гавриле: "Он был всем чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотой, которую я нашел в Погорелом Городище - городе, который он сжег..."
Острог в Городище вместе с домами горожан прадед Пушкина сжег в 1617 году по приказу царя Михаила Федоровича - чтобы лихим людям не достались теплые жилища.
Воевода Гаврила Пушкин исполнил приказ столь радикально, что от города осталось лишь Погорелое Городище. Его нынешнее население не превышает тысячи человек.
Село так и осталось бы в малоприметных комментариях к письмам поэта, если бы не краевед Сергей Кутейников, рассказавший историю Погорелого Городища художнику Борису Диодорову.
И вот пять лет назад Диодоров открыл в Погорелом Городище музей, замечательно названный "Дорога к Пушкину".
Легко сказать - "открыл музей". Чтобы "Дорога к Пушкину" открылась для нас, Диодоров прошел через многолетние чиновничьи тернии.
Даже близкие друзья недоумевали: к чему эти хлопоты и терзания 85-летнему мастеру, академику живописи, который достиг в жизни всего, о чем может только мечтать художник!
Зачем автору классических иллюстраций к сказкам о Винни-Пухе, Дюймовочке, Русалочке и Снежной Королеве передавать свои работы в глухомань?
Для чего везти туда фамильный антиквариат и семейные реликвии?
"Дорога к Пушкину" имеет статус лишь частного музея, и Диодоров вот уже пять лет тащит на себе все расходы по содержанию своего детища (аренда помещения, платежи по коммуналке, охрана, налоги и т.д.).
А ведь Диодоров вовсе не из тех придворных живописцев, которые обслуживают олигархов и депутатов.
Чтобы поддержать жизнь в музее, художник продает свою мастерскую. Передает на создание музея премию, которую вручил ему президент.
Недавно ушедший пушкинист Валентин Непомнящий писал Диодорову вскоре после открытия музея: "Дорогой Борис Аркадьевич, великое имя нас связывает: меня как писателя, Вас как художника и деятеля. Не каждый человек в наше сложное время отважился бы во имя любимого поэта отказаться от многих благ: от полученной Вами Государственной премии, употребленной на обустройство Музея, от бесценных реликвий, от огромной библиотеки... Вы великий романтик: где Вы взяли душевные и физические силы?.."
Тем временем чиновников частный статус музея вполне устраивает: они не тратят на музей ни копейки, а галочку в отчетах ставят.
При этом намекают, что хотели бы видеть в пушкинском музее некий аттракцион, от туристического потока к которому неплохо бы получать доход.
Такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Министерство культуры, губернатор Тверской области и сообщество пушкинских музеев России должны принять взвешенное и консолидированное решение о судьбе музея.
Надо понимать, что проект "Дорога к Пушкину" возник не по прихоти Бориса Диодорова, а из острой потребности тех, кто живет в Погорелом Городище и хочет, чтобы оно перестало быть духовно Погорелым.
На древней тверской земле катастрофически убывает население. Здесь за последние годы произошло демографическое и экономическое опустошение огромных территорий.
Во многом это случилось по вине процветающей по соседству Москвы, забирающей себе в полон все активное и молодое население.
Без сбережения старых культурных гнезд и создания новых, как и без создания новых рабочих мест, Тверской край на глазах превращается в гигантский безлюдный остров, оживающий лишь благодаря дачникам в летние месяцы.
Подвижничество Бориса Диодорова - укор для столичных коллекционеров и крупных музейных собраний. Хватит вывозить культурные сокровища из провинции. Пора отдавать долги.
Музей "Дорога к Пушкину" - это уже не только старинное здание ХIХ века и вывеска. Это очаг, к которому тянутся люди со всех концов России. Это более тысячи двухсот уникальных единиц хранения (от посмертной маски Пушкина до офорта Рембрандта), которые требуют куда большего пространства, чем то, которым музей располагает сегодня. Кстати, проект будущего музейного пространства уже создан заслуженным архитектором РФ А.М. Куренным.
...Самое, быть может, интересное в сюжете о Гавриле Пушкине в том, что он не был предком поэта. Это другие Пушкины, другой род.
Поэт об этом так и не узнал, но нельзя сказать, что он обманулся. Судьба привела Пушкина в декабре 1826 года в Погорелое Городище вовсе не случайно. Согласно родоведческим исследованиям, воевода Гаврила Пушкин - предок... Натальи Николаевны Гончаровой.
Зимой 1826 года до первой встречи Александра Сергеевича и Натали оставалось ровно два года.
Георгий Василевич, директор Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина:
Молодой музей Пушкина, появившийся на тверской земле, уже обладает богатейшей коллекцией. Он помогает молодым людям понять, как велика русская культура, как велико наследие Пушкина, и самое главное - что Пушкин остается нашим современником. Остается близким, понятным и добрым учителем.
Музею исполнилось пять лет. Это только начало пути. И на этом пути Борис Диодоров, я уверен, встретит много помощников, которые пройдут дорогу к Пушкину вместе с ним.
Борис Диодоров, народный художник России:
В эти дни наш музей получил много подарков и теплых поздравлений. Одно из них - из Брюсселя от праправнука поэта Александра Александровича Пушкина, последнего прямого потомка поэта по мужской линии.
В 2024 году - 225-летие поэта. И я мечтаю оказаться в эту пору в Погорелом Городище, в нашем музее, который, Бог даст, станет к тому времени одним из самых интересных пушкинских центров в мире. Скажу, к слову и с улыбкой, что и у меня в 2024 году - дата. Не такая блистательная, как у Пушкина, но все-таки - 90 лет.
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru