Рамонь - соседний с Воронежем райцентр, одно из самых известных достопримечательных мест области. В конце позапрошлого века здесь находилась усадьба принцессы Евгении Ольденбургской. Хозяйка модернизировала сахарный завод, основала первую в стране паровую конфетную фабрику, вкладывала немалые средства в развитие, как сказали бы сегодня, инфраструктуры: в село провели железную дорогу, устроили водопровод, столовую и лечебницу для местных жителей. От тех времен уцелели неоготический дворец (его закрыли на реставрацию около 40 лет назад и не восстановили полностью до сих пор) и корпус для свиты. Сегодня в этих зданиях развернуты музейные экспозиции. В пополнении фондов активно участвовали меценаты из Гражданского собрания "Лидер".
В предыдущие годы вокруг дворца сложился небольшой бизнес-кластер. Подарочная продукция (от типовых сувениров до конфет ручной работы), кафе разных ценовых категорий, частный музей "Бирюльки" с интересными детскими программами - все это было в той или иной степени рассчитано на людей, едущих посмотреть на дворец. Антиковидные ограничения ослабили турпоток и пробили брешь в местном общепите. Но в Рамони надеются на восстановление посещаемости.
Дать толчок к этому призван и совместный проект областных властей с Юго-Восточной железной дорогой и АО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье". "Графский поезд" будет курсировать по маршруту Воронеж - Графская - Рамонь, делая остановки на территории биосферного заповедника. По прибытии пассажиры пересядут в автобус и отправятся в дворцовый комплекс Ольденбургских на экскурсию "Архитектурное наследие". Затем их отвезут на станцию и тихим ходом - обратно в Воронеж. Общая продолжительность тура - 9,5 часа.
Поезд составлен из старых плацкартных вагонов, которые внутри попытались стилизовать под купе конца XIX - начала ХХ века. В каждом отсеке - портреты и истории людей, внесших вклад в строительство железной дороги и развитие Воронежской губернии. Для проводников пошили форму по старинным лекалам.
От вокзала Воронеж-1 во главе поезда идет старый электровоз, а в Графской вагоны прицепляют к советскому паровозу серии Л. Станционные здания на промежуточных станциях оформлены в стилистике начала прошлого столетия. В Графской постарались воссоздать интерьер зала ожидания конца XIX века, в Рамони - представить быт начальника станции того времени. Там же обещают открыть музей и поместить несколько старинных инженерных экспонатов. Пока все желающие могут увидеть ретропоезда, вагоны, железнодорожную технику и коллекцию рельсов 1877-1948 годов на площадке у центрального вокзала в Воронеже.
Запуск ретропоезда в городе восприняли с энтузиазмом. Первая экскурсия состоялась 7 августа, все билеты на месяц проданы (их реализацией занимается туристско-информационный центр на вокзале Воронеж-1). В успешное развитие проекта, впрочем, верят не все. Рамонь - действительно популярное направление для путешествий одного дня. Но вся прелесть здесь, как считается, в том, что поездка не занимает много времени. Добраться до райцентра на автобусе можно за час.
С другой стороны, обыграть медленный поезд вполне возможно. Прецеденты есть и за рубежом (Хогвартс-экспресс в Шотландии), и в России. Например, в Карелии состав на паровозной тяге с 2019 года ежедневно курсирует из Сортавала в горный парк "Рускеала". Время отправления состыковано с расписанием "Ласточки" от Санкт-Петербурга. Интерьер вагонов стилизован под убранство кареты, в которой когда-то мог путешествовать архитектор Огюст Монферран в поисках мрамора для отделки Исаакиевского собора. В начале января прокатиться на ретропоезде можно из Иванова в Шую - на фестиваль "Русское Рождество". В 2021-м для туристов устроили дополнительный рейс на родину владимирского тяжеловоза в Гаврилов Посад - с экскурсией в музей питейных традиций.
- Идея на самом деле очень классная. Я уже представил, как сажусь в ретропоезд и еду прямиком в конец XIX века, во дворец к племяннице императора, - поделился впечатлениями организатор экскурсий по Воронежской области, блогер Виталий Иванищев.
Паровоз - советский (1954 года выпуска, с серпасто-молоткастым гербом и красной звездой), вагон - обычный серый (с логотипом "РЖД"). Со стороны клубы дыма смотрятся эффектно, но турист, сидящий в поезде, этой красотой не насладится. К тому же связь с Ольденбургскими не прослеживается, пояснил Иванищев:
- Если на современном плацкартном вагоне написать "Графский поезд" по правилам дореволюционной орфографии, он от этого "ретро" не становится. На Сокольнической ветке метро ходил вагон, покрашенный под первый метропоезд. Да, не оригинальный. Но сделано было с душой и атмосферно. Здесь же мы видим фото в золотых рамках, портреты писателей на верхних полках, занавески с рюшечками. Кажется, сюда забыли пригласить дизайнера... Не обязательно повторять вагоны первого класса, но воссоздать какие-то интерьеры второго или третьего класса можно же. Из 10 часов экскурсии около двух с половиной отдано на проезд в одну сторону, причем почти час занимает стоянка в Графской. Добавим время на посадку и проезд в автобусе от вокзала до дворца, дорогу обратно. Выйдет почти в три раза дольше, чем стандартная экскурсия в дворцовый комплекс на автобусе. Туристы обычно приезжают в Воронеж на два-три дня, и не факт, что многие захотят тратить столько времени на один объект. Если бы это действительно был ретропоезд... Вдобавок билет пока можно купить только в комплексе с экскурсией по дворцу. Поехать на поезде в Рамонь, чтобы сходить в музей бани, антимузей "Бирюльки" или ресторан "Тулинов дом", нельзя. Точнее, можно, но за входные билеты во дворец все равно будь добр заплати.