Мощность компрессорных установок позволяет в час качать до 1000 кубометров сжатого газа (метана). У АГНКС четыре двусторонних поста.
- В планах министерства - к 2023 году расширить сеть АГНКС до 32 пунктов, - заявил заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Василий Глушаков.
В ведомстве сообщили, что готовы возместить инвесторам часть затрат на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Средства будут выделять по результатам конкурса. Всего в 2021 году министерство может субсидировать восемь таких проектов. Компенсация составит до 36 миллионов рублей на каждый объект. Принять участие в конкурсе предлагается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Главное условие - АГНКС должна быть построена и открыта в нынешнем году.
- На расширение сети метановых автозаправочных станций в 2021-м в бюджете предусмотрено 288 миллионов рублей, из них 270 миллионов выделены минэнерго России. Остальные средства предоставлены на условиях софинансирования из казны региона, - сообщил Василий Глушаков.
Однако на данный момент подана всего одна заявка, еще одна ожидается. По мнению директора ГКУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения" Василия Адоньева, в 2021 году вряд ли стоит рассчитывать на восемь заявок. Хотя в регионе есть предприниматели, которые хотели бы в нынешнем году построить АГНКС, но в итоге отказались от своих планов. Основная причина - подорожание строительных материалов. Стоимость заправки зависит от ее мощности, то есть от оборудования, которое на ней предполагается установить. Несколько месяцев назад, до последнего значительного скачка цен, на строительство АГНКС требовалось уже минимум 80 миллионов рублей, а сейчас эта сумма выросла еще в полтора раза. Компании, которые взялись возводить данные объекты, но не уложились в смету, и теперь намерены завершить работы в следующем году, также имеют право претендовать на господдержку.
- Соглашение между правительством Ставропольского края и минэнерго России заключено на два года, поэтому программа продолжится в 2022-м, - заверил Адоньев.
Но надо учитывать, что ее условия частично поменяются. Например, если сейчас предприниматели могут устанавливать на заправках любое оборудование, то в дальнейшем бюджетную поддержку получат только те компании или ИП, которые используют технику российского производства.
Почему краевым властям приходится поддерживать АГНКС, объясняет доцент кафедры технической эксплуатации автомобилей Северо-Кавказского федерального университета Анатолий Шаталов. По его словам, это связано с технической сложностью строительства метановых заправок и высокими ценами на оборудование для них.
- Газ должен подаваться компримированным, то есть сильно сжатым. Если для пропан-бутана рабочее давление составляет порядка 17 атмосфер, то для метана - 200, - отмечает Шаталов.
По его словам, установки для метана требуют более частого обслуживания, для работы с ними нужны хорошо подготовленные специалисты. Все это вкупе превращает строительство метановых заправок в не столь уж привлекательный бизнес.
Да и ставропольские водители не спешат устанавливать в своих машинах метановое оборудование.
- Смотрели видео, как взрываются автомобили? Большинство из них, скорее всего, ездило на метане, - уверяет дальнобойщик из Кавминвод.
По его мнению, машины на метане больше подойдут для использования в крупных компаниях. Хотя этот газ в качестве топлива, конечно, очень выгоден и мелким частникам, ведь он почти вдвое дешевле, чем сжиженный. Но переоборудование автомобиля влетит в копеечку, кроме того, газобаллонная техника нуждается в очень тщательном контроле, иначе может случиться беда.
Дальнобойщик отмечает, что рост количества заправок, действительно, мог бы сделать метан более популярным среди водителей, в первую очередь таксистов. Сейчас в крае его используют в основном предприниматели, осуществляющие грузовые и транспортные перевозки.
- В регионе уже построено 26 таких заправок. Мы планируем, что до 2024 года их будет не менее 40. Возможно, даже больше, - заявил Василий Адоньев.
Предприниматели, которые претендуют на поддержку государства, сами выбирают место для заправок. Предпочтение отдают участкам, где есть возможность подключиться к системам газоснабжения. Также бизнесменам интересны районные центры, где есть перспектива роста спроса. По мнению Адоньева, край хорошо газифицирован, поэтому строить станции - практически миниатюрные заводы по производству компримированного газа - в регионе выгодно. Для края же это новые рабочие места и налоговые поступления.