Руслан Айтбаевич, изменились ли основные положения концепции внешней политики страны после принятия новой редакции Конституции КР в 2021 году?
Руслан Казакбаев: Действующую концепцию внешней политики республики приняли весной 2019 года. В целом она соответствует основным приоритетам внешнеполитической деятельности государства, изложенным президентом Садыром Жапаровым в послании народу после принятия новой редакции Конституции КР пятого мая 2021 года. Принципы, национальные интересы и ключевые приоритеты внешней политики страны остаются неизменными. Сохраняются преемственность и приверженность КР своим международным обязательствам на двустороннем и многостороннем уровнях.
Какие процессы сегодня оказывают влияние на отношения между Россией и Кыргызстаном?
Руслан Казакбаев: Прежде всего хотел бы с большим удовлетворением подчеркнуть, что за прошедшие годы независимости КР был пройден долгий путь выстраивания и налаживания взаимодействия с Россией на политической арене, в торгово-экономической сфере, в сфере безопасности и военно-технического сотрудничества, культурно-гуманитарной области. Сегодня Кыргызстан и Россию связывают общее культурное наследие, общая история в составе одного большого государства. Вместе пройдя через множество судьбоносных испытаний, мы смогли сохранить дух дружбы и взаимного уважения, служащие основой для дальнейшего углубления нашего сотрудничества и стратегического партнерства.
В начале прошлого века именно русский язык стал для кыргызов инструментом познания мировой литературы и науки в целом. Это невозможно отрицать, и мы дорожим тем, что Кыргызстан и Россия и по сей день продолжают находиться в едином языковом пространстве. В целом за 30-летний период нашим странам удалось не только сохранить, но и придать взаимоотношениям привилегированный характер в духе союзничества и стратегического партнерства.
Безусловно, учитывая уровень наших двусторонних взаимоотношений, происходящие глобальные процессы не могут негативно влиять на кыргызско-российское сотрудничество. Будучи нашим стратегическим партнером, Россия оказывает на экономику республики существенное положительное влияние поставками топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров, техники и оборудования, а также благодаря денежным переводам граждан КР, работающих на территории РФ.
В одном из своих интервью вы заявили, что пересмотров ранее достигнутых обязательств и договоренностей между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией не будет, включая соглашение об авиабазе в городе Кант. Остается ли такой подход к двустороннему взаимодействию в силе?
Руслан Казакбаев: Да, заявлял. И сейчас скажу то же самое: Кыргызская Республика остается надежным партнером Российской Федерации и полностью привержена соблюдению ранее достигнутых договоренностей и действующих соглашений как в двустороннем формате, так и в рамках наших общих интеграционных объединений.
Касаясь авиабазы в Канте, добавлю, что ее открытие стало знаковым событием двустороннего сотрудничества. Авиабаза является составной частью подразделений Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ. Она предназначена для выполнения задач по обеспечению военной безопасности государств-членов ОДКБ, а также для участия в отражении внешней агрессии и проведения совместных контртеррористических операций. В этой связи хотел бы подчеркнуть, что авиабаза имеет стратегическое значение и способствует прежде всего укреплению стабильности в регионе, в том числе с учетом ежедневно меняющейся ситуации в Афганистане и характера современных вызовов и угроз в целом.
Как вы прокомментируете произошедший в августе инцидент в одном из развлекательных центров Бишкека с участием представителя титульной нации и русскоязычной девушки?
Руслан Казакбаев: Что можно сказать по этому инциденту: это уродливое единичное проявление бытового национализма. К сожалению, мы иногда становимся свидетелями подобных случаев и в России в отношении этнических кыргызов, наших трудовых мигрантов. Считаю, что подобное должно жестко пресекаться. В этом контексте мы, конечно же, решительно осуждаем все случаи проявления агрессии на почве национализма. Подобным действиям, вне зависимости от того, кем они совершены, должна быть дана соответствующая оценка, и приняты необходимые меры.
В многонациональном Кыргызстане нет русофобии и других форм агрессивного национализма, нет фактов переписывания истории, борьбы с памятниками и русским языком. Согласно Конституции КР никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений.
Повторю, русский язык в республике - официальный язык и представлен во всех сферах жизнедеятельности. Мы со своей стороны будем прикладывать все необходимые усилия для сохранения и укрепления русского языка, имеющего статус официального, а также для защиты прав и интересов русскоязычного населения страны. В этой связи убедительно прошу некоторых российских политиков не преподносить единичные случаи бытового национализма как систематические нарушения прав и интересов этнических русских в КР и как притеснение граждан по национальному и религиозному признаку, а также воздержаться от резких заявлений в публичном пространстве в угоду отдельным националистически настроенным элементам.
Как, на ваш взгляд, может измениться ситуация в Центральноазиатском регионе после вывода американских военных из Афганистана? Может ли Кыргызстан стать посредником во внутриафганском урегулировании?
Руслан Казакбаев: Ситуация уже поменялась кардинально. После вывода американских военных мы с вами стали свидетелями смены власти в Кабуле. Как я уже говорил в одном из интервью, вывод американского военного контингента повлечет рост военных расходов для обеспечения безопасности, что в свою очередь скажется на уровне социально-экономического развития государств региона. Что касается посредничества КР во внутриафганском урегулировании... Если официальная просьба об этом, поддержанная ООН и международным сообществом, поступит к нам, Кыргызская Республика, будучи заинтересована в мире и стабильности в регионе, рассмотрит эту возможность.
Как известно, Кыргызстан уже имеет успешный опыт миротворческого посредничества и примирения конфликтующих сторон. Так, 14 мая 1997 года в Бишкеке по инициативе КР успешно прошли межтаджикские переговоры, по итогам которых стороны подписали Бишкекский протокол, фактически сыгравший роль дорожной карты в деле достижения мира в братском Таджикистане.
Ранее, в 1994 году, в Бишкеке было подписано соглашение о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном. В данном документе предусматривалось заявление с призывом к прекращению вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, который не только нанес непоправимый урон двум народам, но и существенно затрагивал интересы других стран региона. Так что, как видите, у нас имеется многолетний опыт миротворчества, который Бишкек готов и впредь использовать во благо международной стабильности и региональной безопасности.