01.09.2021 11:11
Общество

Как добиться открытия ресурсного класса для детей с аутизмом

Текст:  Евгения Цинклер (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №199 (8550)
У Алисы карие глаза, кудряшки цвета солнечных лучей и широкая улыбка. Она любит кольца, браслеты и наряды. А еще борщ - перепробовала его во всех кафе Петербурга и скоро научится готовить сама. 1 сентября Алиса идет в первый класс. За этой фразой стоит неизмеримо больше, чем можно подумать. У девочки аутизм, и для того чтобы она смогла учиться в школе, маме пришлось свернуть горы.
/ Архив Анны Чистяковой
Читать на сайте RG.RU

"Мест нет"

- Впервые я загуглила слово "аутизм", когда Алисе было девять месяцев, - рассказывает ее мама Анна Чистякова. - Прочитав признаки расстройства аутистического спектра у детей, сразу поняла: это оно. То, что стояло невидимой стеной между нами, то, из-за чего моя девочка подолгу смотрела в одну точку, а потом махала ручкой перед глазами и звонко смеялась. Дочка строила глазки игрушечному жирафу и никак не хотела произносить слово "мама". Сейчас Алисе семь лет, и она до сих пор невербальна. При этом она прекрасно считает и может читать по технике глобального чтения. Где-то ее навыки опережают сверстников, а где-то - полный провал. Особенно когда речь идет о поведении и правилах. Давно стало понятно, что идеальный вариант обучения для нее - это ресурсный класс, инклюзивная модель в общеобразовательной школе. Почему не в коррекционной? Дело в том, что для детей с аутизмом крайне важно находиться в нормотипичной среде, им необходима помощь социума. Чем больше вокруг обычных детей, тем выше вероятность, что Алиса социализируется.

Почему аутизм стал главной темой соцсетей

Ресурсные классы в Петербурге есть, но их мало. В прошлом учебном году во всем городе таких классов было 15, их посещали 52 ученика. Зная это, к поступлению дочки в школу Анна начала готовиться заранее. Еще прошлой осенью направила заявление в районный отдел образования с просьбой зачислить ребенка в ресурсный класс. Хорошо, пусть не в своем районе - хоть в каком-нибудь. Но получила несколько отказов с одинаковыми аргументами: школы и так переполнены, возможности выделить помещение для детей с аутизмом просто нет. О свободных местах в уже функционирующих ресурсных классах речи тем более не шло.

Готовьтесь к первому классу

К концу года отказали все. Вообще все. Вспоминая о том времени, Анна говорит, что чувствовала себя бьющейся в наглухо закрытую дверь - никто не хотел всерьез говорить об инклюзии. От отчаяния мама Алисы написала и разместила в интернете петицию, обращенную к городским властям и детскому омбудсмену: "Дети с расстройством аутистического спектра тоже хотят в школу". Не надеялась, что на нее вообще кто-нибудь обратит внимание, однако тему неожиданно подхватили. Причем не только родители детей с аутизмом и не только в Петербурге. За короткий срок подписи под петицией поставили более 50 тысяч человек.

Николай Луганский рассказал о творческом "аутизме"

И эта глыба сдвинулась с места: городские власти обратили внимание на проблему. Анне и другим матерям будущих первоклашек с аутизмом стали приходить новые ответы от отделов образования, завязался конструктивный диалог. В марте стало известно об открытии новых ресурсных классов в разных районах города. 1 апреля Анна Чистякова, как и все родители семилеток, через Госуслуги подала заявление на зачисление дочки в первый класс и получила подтверждение.

- Класс, в который пойдет Алиса, открылся школе N 186 Калининского района. В нем будут пять учеников. У нас просто замечательный директор Ольга Журавлева, которая была готова даже оборудовать специальные туалеты на этажах для наших детей. Но им этого, слава богу, не нужно. Нашим детям необходимо одно: чтобы их вместе с их особенностями принимали, а не пытались исправить или спрятать. Мы очень благодарны специалистам комитета и районных отделов образования, которые в конечном итоге пошли нам навстречу и учли абсолютно все пожелания.

Пять учеников - пять тьюторов

Немного о том, как выглядит обучение в ресурсном классе и почему его так непросто создать.

Ресурсный класс - это помещение, в котором выделено место и для занятий, и для отдыха. Обязательно должна быть отдельная комната для снятия сенсорной нагрузки: детям с аутизмом необходимо время от времени стряхивать напряжение. Попрыгать или, наоборот, тихонько посидеть в одиночестве.

Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям

Дети сложные, причем каждый по-своему. Без индивидуального подхода ничего не получится. Поэтому у каждого ученика должен быть свой персональный тьютор. Да, класс Алисы - это пять учеников, пять тьюторов и один учитель. С остальными школьниками они будут встречаться на переменах, в столовой, возможно, на каких-то уроках - у кого как сложится.

- Это называется "мягкая инклюзия", - объясняет Анна Чистякова. - С одной стороны, дети обучаются по своей программе с нужными специалистами, тьюторами, с другой - все это происходит в общеобразовательной школе, где можно видеть и перенимать опыт поведения своих сверстников. Мы будем приглашать других учеников к нам в ресурсный класс играть и общаться, с каждым днем они будут проводить все больше времени вместе. Тут нет никаких подгонов под рамки - создаются условия, в которых комфортно существовать и тем, и другим. Например, Алисе хорошо дается математика. Я надеюсь, что со временем она сможет присутствовать на уроках математики вместе со сверстниками в обычном классе. А потом и на других занятиях. Но только когда ее тьютор будет уверен, что это полезно для нее и не мешает остальным ученикам. Понимаете, когда ребенка насильно помещают в какую-то среду и он должен под нее подстроиться - это называется адаптация, а когда он полноценный участник этого процесса - это инклюзия.

Дневник с ежиками

Добиться открытия ресурсного класса можно, уверяет Анна. Но инициатива должна исходить от самих родителей. Только они могут со всей ответственностью решить, что их ребенку необходима именно инклюзивная форма образования.

В Петербурге родителей детей с аутизмом призвали не прятать их

Важно помнить, что начинать процесс необходимо сильно заранее. Создание ресурсного класса - дело затратное. Только его оборудование обходится примерно в миллион рублей. А еще надо предусмотреть деньги на зарплату учителю и тьюторам - по количеству детей. То есть необходимо действовать так, чтобы бюджет успел подверстаться под эти потребности. В комитете по образованию говорят, что для создания ресурсного класса в среднем требуется год-полтора.

- Хорошо, что в школах Петербурга создаются новые ресурсные классы, - заключает Анна. - Это значит, что таких детей, как Алиса, начинает принимать общество, обращать внимание на особые образовательные потребности, говорить о проблемах аутизма, а не отводить глаза, если вдруг ребенок начинает кружиться на месте в танце со своей рукой или слишком радоваться тому, что у продавца в магазине милая брошка.

Алиса счастлива. Любуется самостоятельно выбранным дневником с ежиками, спит в купленных к школе часах, зачеркивает на календаре дни, оставшиеся до 1 сентября. И точно знает, как отметит первый день в роли ученицы - вечером пойдет с мамой в кафе есть любимый борщ.

Прямая речь

Нелли Федорова, экс-директор школы №81, создатель одного из первых ресурсных классов в Петербурге:

- Мы начинали три года назад и основывались прежде всего на опыте московских коллег. В основе работы ресурсного класса лежит система прикладного поведенческого анализа. Найти специалистов, которые владеют этой методикой, было самым сложным на первых порах. Но нам повезло. Собралась замечательная команда: великолепные тьюторы, отличный учитель, высокопрофессиональный психолог.

В первый год пришли два ребенка - очень разные. Они сразу же были включены в общение с другими учениками. Дети их легко приняли, сами приходили в ресурсную зону, чтобы поиграть с ними. И вскоре мы увидели результаты: ученики ресурсного класса стали спокойнее, перестали реагировать криком на любую неожиданность, смогли посещать некоторые уроки. Дело в том, что для детей с аутизмом общение - невероятно важно. Мышление и речь взаимосвязаны. Когда ребенок - даже с тяжелым психологическим расстройством - находится в среде сверстников, когда с ним нормально общаются, вовлекают в игру, он начинает по-другому воспринимать мир и дает такую динамику, какая в коррекционной школе, мне кажется, невозможна.

Все у нас получилось. Опыт показал, что ничего невероятного в организации такой формы обучения нет. Что нужно для создания ресурсного класса? Время, деньги, кадры и, конечно, желание. Да, непросто. Но каков результат! Я захожу в школьную столовую, смотрю на детей и определяю учеников с аутизмом только по тому, что рядом с ними тьюторы. Прекрасно же! Это и есть настоящая инклюзия.

Образование Санкт-Петербург Северо-Запад