01.09.2021 04:28
Культура

Швыдкой: Одним из мотивов художественной деятельности является "езда в незнаемое"

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №198 (8549)
"Программа нашей партии - единственная программа, которая начинается разделом "Культура". Больше таких партий в России нет. Мы понимаем значение культуры, это базис всего". Примечательная цитата из выступления С. М. Миронова, лидера партии "Справедливая Россия - За правду" в Алтайском крае. У людей, профессионально занимающихся культурой, такой подход не может не вызывать уважения. Хотя бы потому, что у большинства партий подобного раздела, посвященного культуре, в их предвыборных документах нет вовсе. Одно из немногих исключений - "Единая Россия", в программе которой есть новелла "Культура, история, традиции".
Читать на сайте RG.RU

При всех идеологических различиях, несхожести подходов к решению социально-экономических проблем, стоящих перед нашей страной, само отношение к культуре в предвыборных документах достаточно однородно. Ее рассматривают прежде всего как завершенную духовно-ценностную систему, обеспечивающую устойчивость национального сознания. Как традицию, которая гарантирует идентичность нации.

Московская филармония открывает свой юбилейный, сотый сезон

Такой подход, несмотря на то, что традиции складываются порой из весьма противоречивого содержания, когда в одном историческом ряду оказываются монархи и большевистские лидеры, все же достаточно справедлив. Бытование этноса в истории определяется его способностью передавать огромный объем генетически ненаследуемой информации об опыте предшествующих поколений потомкам (Ю. М. Лотман). Распространенное толкование культуры состоит в том, что это иерархическая система образцов, которые обрели непреходящую ценность. В современном российском обществе эта охранительная функция культуры считается наиболее востребованной. Именно поэтому консервативное понимание культуры кажется вполне справедливым. Но недостаточным.

И дело не только в том, что подобный подход лишает современных художников субъектности, обрекая их на постоянное воспроизведение того, что открыли предшественники. В таком контексте современный творец может получить признание, лишь создавая ожидаемые большинством произведения искусства. Но одним из важнейших мотивов художественной деятельности является "езда в незнаемое". Настоящий мастер искусства расширяет наши представления о мире. В этом смысле его работа сродни трудам ученых, которые совершают новые открытия, подтверждая либо опровергая предшествующее знание, но неизменно расширяя его границы. То есть современное искусство соотносится с культурой так же, как современная наука с наличным школьным и университетским образованием, ориентированным на устоявшиеся истины.

Не хочу здесь возвращаться к вековому спору о том, существует ли прогресс в искусстве. Но невозможно оспаривать очевидное - при том, что фундаментальные проблемы Homo sapiens неизменны со времени появления нашего "вида рода Люди" на свет, - человек и окружающий мир за последние сорок тысяч лет изменились весьма существенно. И это требует познания и осмысления, в том числе художественного. Но не менее важен вопрос о том, как культура связана с изменением мира? Насколько она способствует экономическому прогрессу? Способен ли культурный код того или иного народа затормозить или напротив - ускорить - материально-техническое развитие государства? Эти проблемы стоят на повестке дня человечества уже не первое столетие, правда, особую остроту они обрели на рубеже нынешнего и минувшего веков.

Одним из важнейших мотивов художественной деятельности является "езда в незнаемое"

Достаточно обратиться к документам ООН и ЮНЕСКО за минувшие тридцать пять лет, чтобы убедиться в том, как тема культуры и устойчивого развития стала предметом постоянного обсуждения. Классический пример влияния культурной традиции на экономику приводит Самюэль Хантингтон в Предисловии к коллективному труду "Культура имеет значение". В начале 1960-х годов Гана и Южная Корея имели схожие показатели экономики, в том числе и подушевого распределения ВВП, а через тридцать лет Республика Корея уверенно вошла в число экономик "первого мира", тогда как положение дел в Гане практически не изменилось. Культурные различия сыграли решающее значение в выборе пути экономического развития. По существу, это вечная дилемма, которую чаще всего приходится решать эмпирически.

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац объявил свои премьеры

Ее афористично определил Дэниэл Патрик Мойнихэн: "С точки зрения консерватора, именно культура, а не политика определяет успех того или иного общества. В свою очередь либерал полагает, что политика способна преобразовывать культуру и ограждать ее от самой себя". Как всегда, реальность нуждается в разумном компромиссе. Культура может быть тормозом прогресса, а может стать могущественным инструментом развития. Примечательно, что одним из наиболее повторяющихся слов во всех документах современных российских партий, идущих на выборы, стало именно это слово - "развитие". Его относят ко всему - от экономики до социальной сферы, от науки до оборонного комплекса. Оно становится синонимом эволюционного обновления всей жизни нашей страны. Похоже, мало кто сомневается в том, что, ставя перед собой масштабные задачи сохранения России как великой державы, умножения ее роли в современном мире, необходимо ориентироваться на инновации во всех сферах деятельности.

Культура может быть тормозом прогресса, а может стать могущественным инструментом развития

Современная культурная жизнь России также полна инновационных проектов - достаточно посмотреть программы "Территории" 2021 года в Тавриде или недавней Российской креативной недели. Многообразие новых музейных и театральных проектов, репертуар филармонических залов и кинотеатров, не говоря о пространстве российского сегмента интернета, свидетельствует о том, что культурная деятельность в России вовсе не исчерпывается повторением прошлого. Она устремлена в будущее.

Культура Госдума "Единая Россия" "Справедливая Россия - За правду"