05.09.2021 11:44
Культура

На Венецианском фестивале состоялась мировая премьера фильма "Дюна"

Текст:  Сусанна Альперина
В итальянской Венеции пошла волна. Нет, точнее сказать - местные воды накрыла фантастическая пустыня, где добывают чудодейственный меланж - он же пряность - так в переносном смысле можно назвать и произведения искусства. Сравнения - к тому, что на 78-м Международном Венецианском кинофестивале показали самый ожидаемый фильм не только 2021 года, но и последних пяти лет - "Дюна" - режиссера Дени Вильнева. Именно пять лет назад стало известно, что права на новую экранизацию фантастического романа Фрэнка Герберта, написанного в 1965 году, приобрела студия Legendary Pictures.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Дюна"

Экранизация "Дюны" - это серьезный вызов, потому что каждый, кто видел фильм Дэвида Линча, снятый по этому роману Герберта в 1984 году, неспособен быстро избавиться от невероятных визуальных решений режиссера - его фантазия врезается в память навсегда. Поразительно, но сам Линч считал свою "Дюну" неудачей. Однако Дени Вильнев к своей картине относится иначе - судя по интервью, которые раздавал в Венеции, он в целом доволен своей работой.

Как готовят к полету в космос героев российского фильма "Вызов"

"Дюну" на Венецианском кинофестивале представили соответственно высоким ожиданиям. Молодые красавцы актеры (Тимоти Шаломе только в декабре будет 25, Зендее исполнилось столько же недавно - 1 сентября) - исполнители главных ролей - сверкали на фотоколлах и красных дорожках, как тот самый меланж. Платье Зендеи в бежево-песочных "пустынных" тонах было такое, словно она прямо с экрана вышла на остров Лидо, где проводится фестиваль. Тимоти Шаломе появился в костюме с блестками - его непослушные волосы, с которыми, по признанию режиссера, тот намучился при работе над фильмом, были причесаны и уложены насколько это возможно.

Актеры - а в Венеции представляли "Дюну" еще и Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Стеллан Скарскаргд, Джош Бролин, Хавьер Бардем и другие - привлекли к себе столько внимания, что некоторые чуть не забыли про "главное блюдо" - фильм. Тем временем, он и есть основной предмет для разговора.

Вернемся еще немного к истории экранизаций романа "Дюна". Он будоражил воображение разных творцов, поскольку в нем все - и научная фантастика, и политика, и власть, и семейные отношения, и любовь, и загадка. В романе - мощнейшие образы, которые так и просятся на экран. Еще ранее появления фильма Линча далее всех продвинулся в работе над "Дюной" Алехандро Ходоровский. Им была задумана масштабная 14-часовая эпопея, но увы - ей не суждено было осуществиться. В итоге появился документальный фильм "Дюна Ходоровского", который будет небезынтересно посмотреть всем, кто имеет отношение в профессиональном плане к литературе и к кино в первую очередь.

Вильнев тоже можно сказать лишь подступился к теме. Полное название картины, которая длится около двух с половиной часов, - "Дюна. Часть первая". И основное ощущение от нее - фильм - это масштабные вступительные аккорды к основной теме - к чему-то бОльшему и еще более грандиозному. Ленте подошло бы и название "Дюна. Начало". Оно точнее отразило бы и суть работы, и то, что она посвящена становлению главного героя - взрослению Пола Атрейдеса, роль которого исполняет Тимоти Шаломе.

Вильнев не скрывал, что делает картину в расчете на Тимоти как исполнителя главной роли. И Шаломе в кадре действительно очень много. В отличие от Зендеи, которая появляется несправедливо редко (по слухам вторую часть картины планируется в большей степени посвятить ее героине). Зендея играет девушку Чани из племени Фременов, обитающих на планете Арракис. На этой планете - ее другое название Дюна - и происходит основное действие и книги, и фильма. На Дюну прибывает семья Атрейдесов - ее глава герцог Лето (Оскар Айзек) становится правителем этого мира. Но его не готовы принять. Кровопролитные схватки, борьба за власть... В фильме они показаны так, что первые критики сравнили его с "Властелином колец", "Игрой престолов" и "Звездными войнами". Юному Полу - сыну Герцога и его матери леди Джессике (Ребекка Фергюсон) придется спасаться всеми возможными путями, параллельно постигая новый мир чужой планеты.

Любимова пообещала, что Киностудии Горького выделят 200 млн на ремонт

Дени Вильнев работает над своей "Дюной", как Микеланджело от кино. С таким же размахом. В фильме нет ни одного малозначительного кадра. Вильнев и его герои сами кажутся пришельцами, которые вышли из громадного инопланетного корабля, как те межгалактические судна, которые показаны в фильме. Каждый кадр картины многократно усилен музыкой Ханса Циммера, которая поднимает "Дюну" на такую высоту, что ее хочется назвать фильмом-симфонией. Музыка в этой картине больше чем главный герой - Циммер превзошел сам себя - создавая такие звуки, которые, кажется, даже не могут существовать - разве что в фантастическом мире. По сравнению в музыкой к "Дюне", циммеровская музыка к "Пиратам Карибского моря" кажется просто приятной мелодией.

Работы художников, гримеров, игра со светом - все это способно впечатлить даже самого искушенного зрителя. Большинство сцен после просмотра проигрываются в памяти помногу раз. И попытка понять, как это сделано, отступает перед тем, что хочется испытать ощущение масштабов и величия еще и еще. Вильневу удалось передать очень важную вещь, что есть в романе, и которую можно передать одним словом и ощущением - наваждение. Арракис - как наваждение для Пола Атрейдеса, "Дюна" как наваждение для читателя и зрителя, и для кинематографиста - как соавтора этого незаурядного произведения. "Дюна" - как безумный сон, в котором смешались фантазия и реальность.

Однако же сама история, рассказанная в новом фильме, не задевает так, как та, которая есть в романе, или та, которую поведал в своем кино Дэвид Линч. Желание сделать мощно и попытка показать величие замысла обогнали сюжет и смыслы. И если отбросить запрограммированное величие, не увидишь ничего сверхъестественного. Вильнев в интервью говорил о том, что лучше бы он сделал по "Дюне" один фильм. Скорее всего, режиссер прав.

Если обсуждать фильм, отойдя от его заявки на эпохальное полотно, то по-простому можно сказать, что одно из самых действительно больших явлений в картине - это игра актеров. В первую очередь - Ребекки Фергюсон, а также - Оскара Айзека и Стеллана Скарсгарда. Последний исполняет роль Владимира Харконнена, бывшего правителя Дюны, заклятого врага главных героев. В случае со Скарсгардом вообще происходит чудо - актеру удается "прорваться" сквозь тонны сложнейшего грима - в том плане, что зритель даже забывает о том, сколько всего на него наверчено. Он видит в первую очередь историю и судьбу этого персонажа, его помыслы, потайные и открытые желания и намерения. Оскар Айзек - герой этого Венецианского кинофестиваля. Помимо яркой роли в "Дюне", он сыграл еще и в мини-сериале "Сцены из супружеской жизни", который также в программе киносмотра. Это ремейк знаменитого фильма Ингмара Бергмана. Партнерша Айзека по фильму - Джессика Честейн.

Вернемся к актерским работам в "Дюне". Ребекка Фергюсон в своей игре воплощает все то, о чем так много говорят сегодня в искусстве в отношении к женщинам. Всего одна героиня совмещает в себе все - и мать, и любимую, и ту, на чьих плечах поддержка и своего мужчины, и сына. Женщину, которой все время приходится быстро принимать решение, делать нелегкий выбор, от которого многое зависит. Скорее всего, Вильнев и команда, создавая "Дюну", "держали в голове" премию "Оскар" с ее новыми правилами - в фильме все соответствует им. Но на данный момент норвежская актриса Ребекка Фергюсон - претендентка номер один на главную женскую роль этого года.

На экраны выходит ужастик "Дом улиток"

Сам Вильнев получит другую престижную награду в ближайшее время - его будут особо чествовать на кинофестивале в Торонто, где состоится северо-американская премьера "Дюны". Киносмотр в Торонто TIFF начинает свою работу через четыре дня - 9 сентября.

А в России фильм "Дюна" выходит в прокат уже 16 сентября, хотя первоначально его появление в кинотеатрах планировалось на полтора месяца позже. Даже в США фильм выйдет лишь 22 октября - вначале в кинотеатрах, затем, спустя месяц на стриминговом сервисе HBO Max.

К этому времени российские зрители уже вовсю смогут делиться впечатлениями от увиденного.

Кстати

Обозреватель "РГ" побеседовала с режиссером и исполнителями главных ролей в фильме "Дюна". В частности, Дени Вильнев рассказал, что он думает о второй части картины, Стеллан Скарскард - о том, что у него огромный актерский багаж, и он многому мог бы научить, но молодые актеры должны прокладывать свои пути в искусстве сами. Тимоти Шаломе поведал, как ему помогают в работе русские корни. Полностью ответы читайте в "РГ" к выходу картины в прокат.

Мировое кино