Хотелось бы сказать, что высокая инстанция разобрала какой-то уникальный случай. Увы, это не так. Машины порой, горят ни с того ни с сего. Где-то под капотом пробежала искра, а из искры разгорелось пламя. Классики нас предупреждали о такой опасности.
В данном случае до Верховного суда страны дошла жительница Архангельска, требовавшая возврата денег за купленное авто.
"Проданный ей автомобиль имеет недостатки производственного характера, относящиеся к существенным, что дает ей право отказаться от исполнения договора купли-продажи в отношении технически сложного товара и потребовать возврата уплаченной за товар суммы", - утверждала женщина.
Под "существенными недостатками" надо понимать то, что машина сгорела. Сама. Без посторонней помощи.
Согласно заключению МЧС, пожар произошел "по причине короткого замыкания в левом углу приборной панели, в результате чего произошло возгорание горючих материалов от воздействия на них теплового проявления аварийного режима работы электросети или электрооборудования автомобиля".
Иными словами, электрика машины преподнесла сюрприз. Весьма неприятный. Естественно, у покупательницы возникло желание, чтобы кто-то ей возместил убытки. Излишне говорить, что она покупала машину не для того, чтобы устроить фейерверк. Обычно люди берут машины, чтобы на них ездить.
Эксперт пояснил, что пожар случился из-за того, что монтаж охранно-телематического комплекса был выполнен с нарушением требований: соединение жил электрических проводов автозапуска выполнено способом "холодной скрутки". В общем, тот, кто устанавливал сигнализацию, сделал свою работу плохо.
Продавцы претензии отклонили. Страховая компания также отказала в выплате страхового возмещения, "поскольку событие, в результате которого поврежден автомобиль, не является страховым случаем согласно договору страхования". Суды пришли к выводу, что поскольку изготовителем автомобиля является компания, расположенная в России, а дилер не уполномочен изготовителем на удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, то предъявлять претензии продавцу нельзя. Отвечать должен производитель.
В руководстве по гарантийному и техническому обслуживанию автомобиля, выданном женщине при покупке, в качестве уполномоченной производителем организации был назван дистрибьютер, а не завод. Однако в дилерском соглашении сказано, что любые прямые или косвенные гарантии, относящиеся к качеству или конструкции автомобилей и деталей, предоставляются производителем. Так что иск к продавцу был отклонен.
Теперь владелице машины придется начинать новый судебный спор - уже с заводом - производителем автомобиля.