Я поспешила на уже начавшуюся в Федоровской церкви раннюю литургию. Это храм, освященный во имя брата Александра Невского, внезапно умершего на собственной свадьбе. Удивительно, но храма в честь самого Александра Невского в Лавре долго не было. И только с возвращением Лавре второго этажа Благовещенской церкви, где долго размещался музей, он появился. Как раз на втором этаже располагался храм в честь святого Александра Невского.
Федоровская церковь тоже переполнена, даже те, кто собирается попасть в Троицкий собор, на патриаршую службу, пришлю на раннюю Литургию, чтобы успеть исповедоваться и причаститься в праздник.
В Троицком соборе народ также собирается заранее, выставляются скамейки для хора, которые успевают занять всегда предприимчивые журналисты, загораются софиты, начинаются читаться Часы - служба перед Литургией.
Троицкий собор - блистательный образец классицизма, сооруженный по повелению Екатерины Великой, храм, в котором прошли все священнические хиротонии - от диакона до епископа - нынешнего патриарха. Он здесь воспитывался, возрастал, помнит неожиданное решение 1957 года (года фестиваля молодежи и студентов) - о возвращении Троицкого собора Русской православной церкви.
"Страшновато", по словам патриарха Московский и всея Руси Кирилла, было увидеть великой собор в грязи и в пыли, и женщин с швабрами, пытающимися его тут же убирать. Во всех действующих храмах Петербурга был объявлен сбор средств на восстановление Троицкого собора.
- И началось огромное движение по восстановлению собора, - вспоминает патриарх. - На поднос для сбора пожертвований женщины клали тут же снятые серьги, кольца, ожерелья. Он заполнялся за 20 минут. Сзади шел человек с мешком, куда складывали все собранное на поднос, но он тут же наполнялся снова - такой был колоссальный энтузиазм.
Собор был восстановлен в кратчайшие сроки.
Трудно представить это себе, рассматривая прекрасное "Оплакивание Христа" кисти Йорданса (Лавра отдавала эту знаменитую икону-картину даже на временную выставку в Эрмитаж), что лет 70 назад, здесь главными были "пыль и грязь".
Начинается Литургия, патриарх появляется в каком-то парадоксальном сочетании простоты (потому что стоит перед святынями) и торжественности (потому что торжественен и замечателен чин службы).
Хор торжественен, хорошо спет и не форсирует звук. Купол за счет архитектурных деталей уводит молящегося одновременно в высоту и глубину.
Если у меня в Петербурге мало времени и не попасть ко всем известным святыням, я всегда выбираю Лавру - из-за любви к Александру Невскому, а также святынь и красоты классического собора.
Справа от алтаря почти незаметно появляется губернатор Александр Беглов и городское начальство. Без помпы и без особой выделенности, можно принять за обычных людей, если бы не почти одинаковые строгие костюмы. Слева от алтаря стоят фотографы и операторы, работающие со Святейшим, и - вот радость - помощник наместника Александро-Невской лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей Одинцов, настоящий петербургский интеллигент и невероятный профессионал в реставрационных делах.
Раскланиваемся.
Литургия обычно не становится предметом журналистского репортажа: и потому что она неизменна -в ней нет новостей, и потому что она полна таинств и такой молитвенной высоты, что, в общем, не знаешь, говорить об этом или молчать.
В этом году из-за ковида не было большого крестного хода, но на площади Александра Невского собралось немало народа, и на двух больших экранах литургию могли видеть и слышать те, кто не смог попасть в монастырь.
Вытянувшиеся, чуть замерзшие курсанты, оркестр, сцена, где спустя немного времени появится ковчег с мощами, патриарх, готовый сказать о святом, как всегда, необычное слово, и главные гости торжеств, включая губернатора и главу Совета Федерации Валентину Матвиенко.
На площади мы оказались так близко к памятнику, что я впервые заметила изображение льва на щите святого князя Александра.
- А ведь он лев и есть, - подумала я. - Лев русской истории. Из тех, кому не найти равного.