Обновленная "Единая методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства" позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по обязательной автогражданке, сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Одно из нововведений - идентификация автомобиля. Если номера кузова или шасси не совпадают с теми, что указаны в регистрационных документах или документах о ДТП, это должно быть зафиксировано в акте осмотра.
Ранее методика требовала формирования справочников по 13 экономическим регионам. Теперь средние цены на запасные части будут устанавливаться для каждого из субъектов Российской Федерации, хотя и ранее РСА проводил исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах. Дело в том, что стоимость запчастей на одну и ту же машину в разных городах разная, не то, что в разных регионах.
При этом методика регламентирует проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников на сайте РСА и конкретизирует источники информации о стоимости, позволяя учитывать также цены интернет-магазинов. Средняя стоимость той или иной запчасти должна вычисляться на основании данных не менее чем из пяти магазинов.
Казалось бы, общественное обсуждение может затянуть сроки выпуска обновленных справочников. Они и так выпускаются раз в полгода. Однако ЦБ установил новые требования к их обновлению - они должны актуализироваться раз в три месяца. Правда, на разработку первого справочника по новым правилам отпущено полгода. То, что РСА способен их актуализировать раз в три месяца, показала практика.
Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках: он будет осуществляться, исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим машинам.
Методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам, уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей.
"Новая методика позволит сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО еще более прозрачной и понятной каждому автовладельцу, что позволит еще уменьшить количество судебных споров", - сказал Юргенс.
Он также отметил, что количество автовладельцев, которые недовольны выплатой по ОСАГО и готовы судиться со страховщиком, неуклонно снижается. Так, по итогам первого полугодия 2021 года количество судебных споров снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - с 34,8 тысячи до 29,3 тысячи. При этом количество страховых случаев по ОСАГО из-за снятия коронавирусных ограничений в 2021 году за этот же период выросло на 16%, с 0,96 до 1,12 миллиона.