30.09.2021 04:56
ЯНАО

Как изменился за год объем электронной торговли на Урале

Текст:  Татьяна Казанцева (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №224 (8575)
Екатеринбург занял второе место по покупательской активности в Интернете после Новосибирска (не считая Москву и Санкт-Петербург). Однако в это же время резко сократилось число отправлений, проходящих через Кольцовскую таможню. Что происходит на этом сравнительно новом рынке, выяснял корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

"Не было бы счастья, да несчастье помогло", - утверждают эксперты, комментируя бум интернет-торговли, вызванный пандемией. По данным исполнительного директора Ассоциации дистанционной торговли Михаила Яценко, этот сегмент рынка неожиданно получил карт-бланш и резко набирает обороты. Хотя говорить о серьезной конкуренции стационарной торговле все-таки еще рано, признался он. В 2019 году на каждого россиянина приходилось по пять онлайн-заказов, в 2021-м - около 15. В других странах эти цифры выше (в Китае, например, более 25) .

На фоне развития онлайн-торговли в регионах ощущается нехватка складов

Сотрудники Кольцовской таможни зафиксировали бурный рост товаропотока весной прошлого года - с введением локдауна. Цифры и сейчас вполне приличные.

- С начала 2021 года в пункт международного почтового обмена в аэропорту поступило 1,5 тысячи тонн почтовых отправлений - примерно по 200 тонн в месяц. В этом году мы оформили 11,5 миллиона посылок - около полутора миллионов отправлений в месяц, - сообщил первый заместитель начальника таможни Михаил Сентяков.

Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года кривая пошла вниз. Эксперты объясняют этот процесс изменениями в логистике. Дело в том, что львиная доля отправлений поступала из Китая. И если в 2020 году правительство КНР дотировало авиаперевозки, то сейчас эта мера поддержки отменена.

В то время как число заказов через Интернет растет, средний чек падает: онлайн-покупки постепенно становятся повседневными

- В прошлом году грузовые самолеты с почтой из Китая приземлялись в Кольцово ежедневно или через день. А с отменой льгот авиадоставка стала слишком затратной. Поэтому в 2021 году было всего 2-3 таких рейса. Сейчас грузы из КНР на Средний Урал поступают в основном автотранспортом или при помощи мультимодальных перевозок: морем из Китая до Владивостока, дальше железнодорожным транспортом до Екатеринбурга, а потом груз на автомобилях доставляют на таможню, - продолжает Сентяков.

Лидерство у Екатеринбурга перехватил Новосибирск. Там тоже есть таможенный пункт, при этом транспортное плечо намного короче. Туда из Китая могут летать небольшие самолеты, что удобнее и дешевле, ведь перелеты до Екатеринбурга требовали не только большего времени и затрат горючего, но и дополнительных расходов на оплату работы пилотов.

Банкиры просят предоставить компаниям и ИП доступ к маркетплейсу

При всем том меньше заказывать через Интернет уральцы не стали. Просто вместо китайских торговых площадок отечественные потребители все чаще обращаются к российским магазинам и маркетплейсам, считают специалисты Банка Хоум Кредит. Директор Boxberry в макрорегионе Урал Наталия Коробейникова подтверждает: пандемия подстегнула к выходу в онлайн большое число продавцов. По ее словам, служба доставки фиксирует резкий рост числа интернет-продавцов - не только гигантов, но и малых предпринимателей, самозанятых. Растет и активность онлайн-платформ по предоставлению продуктов и услуг - маркетплейсов.

- Объем заказов, который принял макрорегион Урал в первом полугодии 2021-го, вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Характерно, что изменилась и потребительская корзина - в нее весьма неожиданно перекочевали товары повседневного спроса. То, что раньше привычно покупали в магазине у дома, из-за закрытия многих ТЦ стали вынужденно заказывать в интернет-магазинах, но и потом эта привычка сохранилась, - отметила Наталия Коробейникова.

Аналитики Boxberry выделили несколько свежих трендов: ускорение процесса доставки (как магистральной, так и региональной), развитие сети пунктов выдачи товаров - постаматов. Говорят, покупатели чаще всего выбирают доставку в пределах часового интервала и пока предпочитают самовывоз. Еще одна тенденция: в то время как число заказов через Интернет растет, средний чек падает, что подтверждают и маркетплейсы, и таможня. По словам Сентякова, стоимость одного отправления обычно не превышает 10 долларов.

Исследование: Россияне сократили количество онлайн-покупок на четверть

- Онлайн-покупки постепенно становятся повседневными. Сравнивая результаты 2021-го и 2020 годов, мы обратили внимание на рост доли продовольственных товаров и сервисов доставки готовой еды. Также выросли доли бумажных книг и спортивного инвентаря, одежды. В то же время доля бытовой электроники и средств связи, которые были особенно востребованы в локдаун, уменьшилась. Существенно снизилась средняя сумма онлайн-покупки: с 6403 до 4795 рублей. Это также можно объяснить изменением структуры спроса в сторону более дешевых продуктов и товаров, - подчеркнул аналитик банка Станислав Дужинский.

При этом все эксперты предсказывают дальнейший рост электронной торговли.

- Сейчас уровень продаж с помощью маркетплейсов составляет 50 процентов, а вырастет до 70. Они формируют привычку не пользоваться поисковыми запросами. Продавцы же наверняка сохранят множество каналов продаж, чтобы дотянуться до своих покупателей, - прогнозирует Наталия Коробейникова. - Будет активно развиваться интернет-логистика. Уже сейчас среди продавцов есть те, кому просто необходима предельно четкая и оперативная доставка, например, для реализации свежемолотого кофе. Думаю, будут возникать коллаборации, в частности, со службами такси.

Очередной рывок приближается - Новый год не за горами. Ежегодный рост интернет-заказов в это время уже стал традиционным. Чтобы получить подарки вовремя, эксперты советуют не затягивать с их оформлением.

ЯНАО Челябинская область ХМАО Тюменская область Свердловская область Курганская область Урал и Западная Сибирь