19.10.2021 16:18
Общество

Как житель Дагестана смог создать популярный бренд обуви ручной работы

Текст:  Тимур Алиев (Дагестан)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №238 (8589)
Изготовление обуви можно считать национальным ремеслом в Дагестане. В республике есть целые села, мужское население которых десятки лет специализируется на пошиве и продаже обуви. Однако молодежь предпочитает развивать бизнес за пределами региона. Как стать "своим среди чужих", корреспонденту "РГ" рассказал работающий в Москве владелец популярно-го обувного бренда Махач Хайбаев.
Читать на сайте RG.RU

Махач родился в Махачкале, сейчас ему 26 лет. После школы он поступил в Санкт-петербургский университет информационных технологий, механики и оптики, доучился до третьего курса и бросил вуз, решив заняться на свой страх и риск обувью ручной работы. О первом опыте он вспоминает так:

Жительница тундры дала работу местным жителям

- В 17 лет я пошил свои первые ботинки в небольшой питерской мастерской, где работал. Покрасил, прошил, пытался затянуть на колодку, в этом мне помог мастер. В итоге они были настолько удобными, что, пройдясь по Невскому проспекту до метро, я понял, что хочу поделиться этим ощущением с каждым человеком.

Через несколько месяцев Махач открыл в городе на Неве небольшую мастерскую, которая проработала около четырех лет. Оборот был небольшой, практически все вырученные от продажи средства уходили на закупку кожи и других материалов. Появились постоянные партнеры, которые начали вкладывать деньги в производство новых партий.

Но, как рассказывает Хайбаев, первый опыт привлечения инвестиций оказался не совсем удачным. Поэтому, рассчитавшись с долгами, он переехал в Москву, где арендовал цех с оборудованием. Сейчас у него успешный бизнес.

- Мы изготовили более восьми тысяч заказов на сумму свыше 300 миллионов рублей, наши филиалы открыты в восьми городах России, сейчас развиваем направление электронной торговли и готовой линейки, - продолжает Хаи?баев.

Но путь к успеху у предпринимателя был не таким простым, как кажется. Из-за отсутствия опыта молодой бизнесмен на одном из этапов накопил долги на сумму около десяти миллионов рублей.

Хабаровчанка открыла мастерскую колясок для собак-инвалидов

- Я не оформлял сотрудников по трудовому договору. Во время пандемии контроль был слабый. В итоге началось воровство клиентской базы, продажа поддельных сертификатов, были и другие нарушения. Это произошло не из-за того, что я старался сэкономить. Просто я не знал всех нюансов, - объясняет Махач. - Когда сотрудники официально оформлены, таких проблем не бывает. Сейчас в моей компании работают около 30 человек, из них официально трудоустроены 15 мастеров, остальные - самозанятые, они помогают находить клиентов и реализовывать продукцию. Теперь у нас сильная команда, а бизнес стал стабильным.

Предприниматель занимается обувью исключительно премиум-класса стоимостью 30-35 тысяч рублей. В зависимости от сезона в цехе изготавливают 200-300 пар в месяц. Продукцию Махача покупают не только в России, но и в США, Сингапуре, Израиле. Как рассказывает бизнесмен, раньше он делал ставку на франчайзинговые филиалы в городах РФ. Они есть и на юге России - в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Махачкале.

- Сейчас уже отходим от франчайзинга, делаем упор на онлайн-сеть. 70 процентов заказов уже поступает через интернет. Следующий этап - открытие магазинов готовой продукции, - продолжает Хаи?баев.

На предприятии используют специальную программу. Размер и другие параметры обуви определяет приложение при вбивании данных клиента, которые тот сообщает в присланном на фабрику видео. Перед тем как задание получают мастера, параметры заносятся в программу, которая выдает все необходимые характеристики будущей пары.

Почему рыбинскому музыканту заказывают ребрендинг малых городов по всей стране

Первый заказ покупателя прибыли почти не приносит, уточняет Хайбаев. Доход возможен только со второго и последующего заказов. Поэтому так важно изготовить качественный товар, чтобы человек снова обратился на фабрику и привел других клиентов.

- Мы даем гарантию, что покупатель не просто получит обувь, а будет ее носить. Если возникает дискомфорт, исправляем недостатки за свой счет, вплоть до того, что шьем новую пару, - добавляет Махач.

Название его фирмы в переводе с итальянского означает "лучший". На Instagram компании подписаны более 100 тысяч человек. Но все это не имеет значения, если продукция будет низкого качества.

Сейчас среди клиентов Хайбаева - бизнесмены, артисты, чиновники, представители силовых структур. Махач тоже носит только свою обувь.

- Я хочу, чтобы люди носили классную, стильную, качественную и очень удобную обувь. И буду делать для этого все возможное, - заключил бизнесмен.

Кстати

Сколько бизнесменов в Дагестане занимаются производством обуви, не знает никто. По данным минпромторга РД, официальная статистика выглядит следующим образом: обувь в регионе шьют около 600 предпринимателей, на которых работают более 15 тысяч наемных работников.

К слову, дагестанская продукция пользуется спросом в стране. Правда, то, что она изготовлена в кавказской республике, многие покупатели не догадываются. Самые стильные и дорогие модели с современным дизайном и из натуральной кожи продают в красивой упаковке с броскими итальянскими названиями.

Образ жизни Дагестан Юг России