Количество заключенных за этот период договоров обязательной "автогражданки" выросло по сравнению с 9 месяцами прошлого года на 7%, с 29,1 млн до 31,2 млн штук. На 8% увеличилась общая сумма собранных страховщиками денег - до 173,1 млрд рублей. Годом ранее она составляла 160,8 млрд рублей.
При этом значительно выросло количество заявленных и урегулированных убытков. Число заявлений на выплату составило 1,38 млн штук, что на 14% больше, чем годом ранее (1,21 млн). Урегулировано было 1,45 млн страховых случаев, что на 9% больше прошлогоднего показателя (1,33 млн). Совокупные выплаты выросли на 4%, с 99,5 до 103,7 млрд рублей.
- Средняя цена полиса ОСАГО бьет все рекорды стабильности: при том, что инфляция в стране по официальным данным Росстата составляет около 5% в год, полис обязательной "автогражданки" в 2019 году подешевел на 5%, и с тех пор его цена остается неизменной.
Причина такого нетипичного поведения - резко возросшая вследствие проводимой ЦБ тарифной реформы конкуренция между страховщиками за безубыточных клиентов. Таким образом, можно считать доказанным: реформа по индивидуализации тарифов эффективно обеспечивает низкую цену на ОСАГО несмотря на резко возросшие цены на запчасти, которые сильно давят на тариф. На наш взгляд, пришло время для нового этапа реформы обязательной "автогражданки", в результате которой этот продукт станет еще удобнее и будет еще лучше учитывать индивидуальные характеристики автовладельца, - сказал Игорь Юргенс.
Накануне Центробанк вывесил на портале проектов нормативных правовых актов для оценки регулирующего воздействия свое указание, которое расширяет тарифный коридор по ОСАГО на 10 процентов - как вверх, так и вниз. Согласно этому проекту, тариф для владельцев легковушек физических лиц будет варьироваться от 2224 рублей до 5980 рублей. Сегодня этот коридор установлен в границах от 2471 до 5436 рублей.
Многие высказали опасение, что в результате стоимость полисов поползет вверх. Однако, как показывает практика, в результате расширения тарифного коридора для большинства автовладельцев стоимость полиса не меняется. На нее не повлияло даже резкое увеличение стоимости запчастей. Можно предположить, что если бы этого подорожания не было, то стоимость ОСАГО вообще пошла бы вниз. Регулирует цены на этом рынке жесткая конкуренция между компаниями.
Однако, скорее всего, страховка вырастет для такси. Тарифный коридор для этого вида транспорта предлагается расширить на 30 процентов и установить в пределах 2014 - 12505 рублей. Сегодня для этого вида транспорта тарифный коридор установлен в границах 2877 - 9619 рублей. При этом такси показывает крайне высокую убыточность. Если частота аварий для легкового транспорта находится в пределах 5 процентов, то для такси - более 30 процентов.
Также проект предполагает изменение коэффициентов, которые увеличивают или снижают стоимость полиса ОСАГО. Снижаются территориальные коэффициенты для Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Новосибирска. Но увеличиваются для Севастополя, Симферополя, Магадана и Назрани.
Значительно вырастет стоимость полиса для водителей с богатым аварийным опытом. Пересматривается коэффициент бонус-малус (КБМ), который начисляется в зависимости от количества аварий. Если ранее для водителя, виновного в трех и более авариях в течение года, тариф умножался на 2,45, то после вступления в силу этого указания, он будет умножаться на 3,92.
Зато для аккуратных водителей предусмотрена значительная скидка. Впервые за все существование ОСАГО снижение тарифа составит более 50 процентов. Тем, кто за десять лет не стал виновником ни одного ДТП, тариф надо будет умножать на КБМ 0,46.
Вырастет стоимость полиса для молодых водителей без стажа управления. Если сейчас для граждан от 16 до 21 года без стажа вождения тариф умножается на коэффициент возраст-стаж равный 1,93, то будет умножаться на 2,27. В то же время коэффициент уменьшится для всех водителей в возрасте старше 40 лет и со стажем управления более 10 лет. Но больше всего он снизился для водителей старше 59 лет со стажем более 14 лет. Этот коэффициент будет равен 0,83 против сегодняшнего 0,9.
В общем, индивидуализации тарифа продолжается и становится все выгоднее для возрастных и аккуратных водителей. Однако давно настала пора внести поправки в закон об ОСАГО, увеличив лимит выплат как по железу, в связи с тем же ростом стоимости запчастей, так и по жизни и здоровью. Напомним, что жизнь по ОСАГО стоит дешевле всего - 500 тысяч рублей. За погибшего в общественном транспорте по обязательному страхованию перевозчиков выплатят 2 миллиона рублей. Напомним, что от этих лимитов в процентах считается стоимость каждой травмы.