04.11.2021 00:01
Экономика

Станут ли страны ОПЕК+ спасать США от подорожания бензина

Текст:  Сергей Тихонов
С начала октября цены на нефть с короткими перерывами находятся выше 80 долларов за баррель. Экспортеры получают дополнительные доходы, а импортеры жалуются на подорожание нефтепродуктов, в первую очередь, автомобильного топлива, авиационного керосина и мазута.
/ AP Photo
Читать на сайте RG.RU

Крупнейшие экспортеры нефти - Россия, Саудовская Аравия и Ирак, то есть страны, входящие в альянс ОПЕК+. Основные импортеры - Китай, США, Индия. Президент США Джо Байден, выступая на климатической конференции в Глазго, обвинил альянс и отдельно Россию в подорожании топлива наравне с пандемией COVID-19.

Bloomberg рассказал, когда цены на нефть превысят 120 долларов

США призывали увеличить темпы наращивания добычи нефти еще перед министерской встречей участников альянса в октябре. Перед заседанием ОПЕК+ 4 ноября ситуация еще больше обострилась. Стоимость автомобильного топлива в США напрямую зависит от нефтяных котировок. Средние цены на бензин в США на 1 ноября составили 3,74 доллара за галлон (около 1 доллара за литр), это рекорд с 2014 года. В начале сентября в среднем галлон бензина стоил 3,5 доллара. По ценам на АЗС в США население во многом судит об успешности работы президента и правительства. И выводы, которые могут сделать американцы, для команды Джо Байдена получаются неутешительные.

При этом сейчас у США, кроме заявлений политиков, нет особенных рычагов давления на страны ОПЕК+. Прошлый президент Дональд Трамп в периоды роста цен на нефть выше 70 долларов за баррель угрожал ввести санкции против альянса, но Джо Байден пока такого не делал. Единственный реальный рычаг воздействия на ОПЕК+ у него - это отмена санкций против экспорта нефти из Ирана. Это, конечно, может внести некоторую сумятицу в ряды альянса, но не такую сильную, чтобы сделка по ограничению добычи нефти могла развалиться.

По ранее принятому плану ОПЕК+ в декабре добыча нефти суммарно вырастет на 400 тысяч баррелей в сутки. За сохранение таких темпов увеличения производства выступает большинство участников альянса. Устраивают такие темпы роста и Россию, поскольку резко увеличить производство нефти у отечественных компаний не получится из-за геологических особенностей наших месторождений.

Пока неизвестна позиция Саудовской Аравии, которая наряду с Россией является лидером сделки о сокращении добычи. У Саудовской Аравии есть мощности и возможности быстро нарастить добычу дополнительных объемов нефти. Но бюджет страны сильно зависим (по некоторым оценкам, на 70%) от нефтяных доходов, и высокие цены могут показаться Эр-Рияду предпочтительнее сверхпланового увеличения экспорта.

С другой стороны, США традиционно имеют тесные экономические и политические связи с Саудовской Аравией. Но даже если Эр-Рияд выступит за дополнительный рост добычи, то договориться с остальными участниками альянса саудитам будет сложно.

В цены на нефть сейчас заложен сценарий, что ОПЕК+ продолжит наращивать добычу по плану. Поэтому наиболее вероятно, что 4 ноября страны альянса лишь подтвердят ранее достигнутые договоренности, а нефтяные котировки останутся на текущих уровнях, считает исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов.

Эксперт рассказал, как США могут обвалить цены на нефть до 20 долларов

Впрочем, здесь возможны варианты. Впервые в истории на нефтяные котировки влияют цены на газ, а не наоборот. Если они останутся на рекордных уровнях около или выше 1000 долларов за тысячу кубометров, то это будет подстегивать спрос на нефть и нефтепродукты, в первую очередь, мазут и дизельное топливо, особенно если в Европе и Азии установится холодная погода. Соответственно, это будет толкать нефтяные цены вверх. И тогда вполне реальны предсказания о 100 и выше долларов за баррель.

Но, как отметил Тузов, такая цена на нефть будет невыгодна странам ОПЕК+, так как открывает возможность наращивать производство производителям, не входящим в альянс. Что, в свою очередь, приведет к очередной волатильности на рынке нефти.

России дальнейший рост цен на нефть также не очень нужен. В нашей стране нет прямого влияния нефтяных котировок на розничные цены на бензин, но от стоимости нефтепродуктов в Европе частично зависят оптовые цены на автомобильное топливо. Их сильный рост неминуемо приводит к подорожанию автотоплива на АЗС.

Нефть и газ Макроэкономика США