Сергей Токарев, главный внештатный специалист Минздрава России по медицинской профилактике в УрФО, доктор медицинских наук:
- С раннего утра это письмо распространяется по Telegram-каналам, его активно пересылают друг другу. Особенно бурно обсуждают в медицинском сообществе. Реакция понятна: в любом ковидном госпитале скажут, что подавляющую часть больных сегодня составляют те, кто так и не поставил прививку. Многие из них в тяжелейшем состоянии. Им требуется интенсивное, дорогостоящее лечение. А это и использование коечного фонда (в том числе перепрофилированного), и оборудования, и лекарств, и усилия специалистов. Многие из врачей в ковидных госпиталях сейчас оторваны от своей прямой специализации и вынуждены вытаскивать с того света больных коронавирусом. Самое ужасное, что все эти ресурсы мы вынуждены отнимать у людей с болезнями сердца, сосудов, с другими серьезными патологиями, которым нужна помощь, и тратим их большей частью на антипрививочников. Они говорят: мое тело - мое дело, но почему из-за них должны страдать те, кто не может получить плановую помощь, не может попасть на операции? Сколько человек погибли, не получив в итоге помощи, кто-то из антиваксеров задумался?! Думаю, нет, они думают только о себе.
По поводу частых аргументов "Привитые тоже болеют" необходимо знать, что даже если вакцинированный и заболеет, концентрация вирусных частиц в его дыхательных путях будет ниже. Циклов репликации у вируса будет меньше, так как натренированный иммунитет быстрее его уничтожит. Соответственно вакцинированный будет выделять меньшее количество вирусных частиц, и вероятность заразиться от него будет значительно меньше даже в его близком окружении.
Более того, предположу, что на самом деле многие из тех, кто выступает против прививок, сами давно привились. Просто они набирают себе очки на волне хайпа, но на самом деле то, что он делают - сродни преступлению. Они ведут страну к раздору. И это настоящее безумие.
Петр Дудин, главный врач Иркутской областной клинической больницы:
- На базе нашего медучреждения развернут крупнейший в регионе ковидный госпиталь: 700 коек из 1000 заняты пациентами с коронавирусом. В "красные зоны" брошены лучшие силы, наши самые квалифицированные специалисты работают там, работают на пределе своих сил и возможностей. Но, к сожалению, далеко не всегда удается одержать победу над болезнью. Был день, когда мы потеряли девять человек. Горько видеть слезы родственников, но еще горше - отчаяние врачей, которые сделали все, что могли, но не сумели спасти чьих-то близких. Умирают не только старики - ковид не щадит никого. На днях патологоанатом рассказывал: на вскрытие привезли беременную. 23 года, не спасли ни ее, ни ребенка. Много мужчин в расцвете сил - 30-35 лет. Надо ли говорить, что все они не были привиты?
Поэтому мы обращаемся ко всем противникам вакцинации - прекратите это безумие! Сегодня у нас есть эффективное средство в борьбе с ковидом, и не пользоваться им абсурдно.
Мы не видим родных, мы забыли слово "отпуск", потому что теперь живем на работе. Но самое страшное - мы теряем коллег - они просто сгорают на работе, не выдерживают напряжения. Завтра прощаемся с Игорем Васильевичем Ушаковым, главным врачом Иркутского диагностического центра, умнейшим, талантливейшим человеком. Всего 64 года - еще жить и жить…
Всем очень хочется, чтобы пандемия закончилась, и все стало, как раньше - без масок, QR-кодов и ограничений. Но чудес не бывает - победа над коронавирусом невозможна без массовой вакцинации.
А что касается возможности посетить наши палаты, реанимации и морг - мы не только готовы, уже это делаем!
Николай Кухаренко, начальник управления по научной работе и международному сотрудничеству Благовещенского государственного педагогического университета:
- Коллега ездил на днях в соседний город на похороны знакомой. Они дружат семьями. Женщина была уже на пенсии, жила с мужем. Их взрослая дочь, ярая антипрививочница, постоянно промывала мозги родителям о вреде прививки от ковида, говорила о "непроверенной жиже", "фашизме", ссылалась на Машу Шукшину и "профессора" Редько.
В результате мать не привилась, а отец тайком вакцинировался. Заболели оба. Только мать заболела тяжело и умерла. Слишком стремительно болезнь развивалась, да и обратилась женщина за врачебной помощью очень поздно. Она считала, что коронавируса нет, что это простой грипп. А вот отец в легкой форме перенес болезнь дома.
К вакцинам я отношусь как к достижениям цивилизации. Мы уже не ходим босиком, пьем очищенную воду, не выдираем больные зубы клещами, не лечим серьезные болезни травами и тертыми кореньями (хотя некоторые пользуются). Отказ от прививок - это добровольный возврат в Средневековье. Я не говорю про медотводы - людей с ними очень мало.
Татьяна Кочкарева, пенсионерка из Подмосковья:
- Мне 65 лет, из них более 30 лет я отдала медицине. Работала медсестрой. По воле Божьей мои руки возвращали людей к жизни. Видеть это и чувствовать - великое счастье. Люди, не играйте со своей жизнью и здоровьем в рулетку. Потому что проиграете. Эта зараза прошла через моих близких. Забрала навсегда брата. Он не был привит. А мы все привились. Я и мой муж уже прошли ревакцинацию два месяца назад. Все с нами в порядке. Чего бояться и остерегаться, ведь мы, наши дети и внуки выросли на прививках. И все, Слава Богу, живы и здоровы! Будьте здоровы и не слушайте лже-докторов и пропагандистов! Берегите себя и близких!
Галина Антонец, медиаюрист, Владивосток:
- Я считаю, основная проблема сейчас - невежество, плохое образование и то, что каждый получил с помощью социальных сетей трибуну, чтобы высказать свое некомпетентное мнение. Представьте, если бы во время эпидемий оспы у каждого противника вакцинации была бы трибуна. Мы имеем как раз это - цифровое Средневековье, которое правит процессами в реальности.
Я доверяю нашим вакцинам и не вижу оснований им не доверять, потому что те медицинские центры, которые их делают, те ученые, которые над ними работают, - ведущие в мире. Взять хотя уникальную вакцину от вируса Эбола, созданную нашими учеными.
Я два раза переболела ковидом, у меня тяжелое аутоиммунное заболевание, поэтому я не могла сделать прививку раньше. Но неделю назад я вакцинировалась, потому что считаю - есть личные, а есть общественные интересы. И в данном случае мой поступок дает шанс другим людям не заболеть, выжить тем, кому прививку действительно делать нельзя.
Мне было страшно, но я понимала природу этого страха. Он появился уже после прививки, когда у меня поднялась температура. В голову закрались сомнения - а вдруг антиваксеры правы? И это несмотря на то, что я считаю себя человеком устойчивым к фейкам, умею фильтровать информацию. Но… поговорила с врачом, услышала, что это нормальная реакция. В общем, встала и пошла.
У меня очень большой круг общения, и ни у кого из людей, которых я знаю лично, на расстоянии одного рукопожатия, не было фатальной реакции на вакцину.
Дмитрий Константинов, заведующий кафедрой и клиникой инфекционных болезней с эпидемиологией СамГМУ, председатель Самарского научного общества инфекционистов, д.м.н.:
- Я возглавлял COVID-госпиталь, открытый в Клиниках СамГМУ, с первого дня его работы. За это время собственными глазами увидел не только чудесные случаи выздоровления даже самых сложных, пожилых пациентов, но и множество смертей среди молодых людей. COVID-19 не делит население на старых и молодых, он одинаково коварен и опасен для человека любого возраста. Статистика показывает, что вакцинированные гораздо реже попадают в стационар, а если и попадают, то болезнь протекает намного легче. В этом мы смогли убедиться и в нашем госпитале. Поэтому я уверенно могу сказать: вакцинация действительно спасает жизни!