Максат Жумабаев, начальник управления генерации и передачи электроэнергии Национального энергохолдинга КР
При профиците электрической энергии государственные генерирующие компании готовы обеспечить поставки электричества для майнинга криптовалют, но многое будет зависеть от требуемых объемов. Сейчас об этом говорить не приходится. Страна переживает серьезный энергетический кризис. Причина в маловодном периоде. И прогнозировать что-то на следующий год пока сложно.
Как бы мы ни сопротивлялись, криптоактивы и майнинг рано или поздно войдут в нашу жизнь, и лучше если этот сегмент будет функционировать в правовом поле. Разумеется, тарифная политика для майнинг-ферм должна быть пересмотрена в сторону увеличения. Причем стоимость электроэнергии, на мой взгляд, должна значительно отличаться от цены, которую платят в основных отраслях экономики и бытовые абоненты.
Действующие сегодня в КР электрические сети обеспечивают энергией потребителей. Сейчас мы активно работаем над введением в эксплуатацию дополнительных мощностей. В их числе - гидроэлектростанции и установки для получения солнечной энергии. Однако для майнеров необходимо строить новые энергомощности, и если добытчики криптовалют готовы инвестировать средства в энергетическую отрасль, то почему бы не позволить им это делать?
Кубат Рахимов, доктор философских наук
По поводу майнинга криптовалют в Киргизии скажу, что в республике возникли две прямо противоположные тенденции. И связано это с консолидацией усилий для преодоления энергетического кризиса, возникшего из-за маловодного периода и, честно скажем, неэффективной работы всего энергетического сектора КР.
Первая тенденция - дать возможность республике пройти отопительный сезон с наименьшими потерями. Вторая - переход многих стран мира на модель цифровой экономики и появления доселе неизвестного и многим непонятного сегмента в виде криптоактивов и криптовалют. Важно понимать, что это достаточно затратное и, я бы даже сказал, катастрофически энергоемкое производство. В качестве примера могу привести работу майнинговой фермы в Казахстане. Она занимает площадь всего 15 гектаров, но потребляет при этом 180 мегаватт электроэнергии. То есть практически столько же, сколько вся Карагандинская область соседней республики. Реальное число занятых сотрудников не превышает 120 человек, включая охрану. С точки зрения энергоемкости на одного работника получается колоссальная цифра.
Республика должна определиться в приоритетах - либо мы делаем упор на поддержание реального сектора экономики и устойчивое обеспечение граждан страны теплом и светом, либо мы разрешаем майнерам работать. В этой ситуации, как я полагаю, было бы правильно быстро пересмотреть тарифную политику. Как только тарифы будут соответствовать рыночным требованиям, мы одновременно сможем запустить механизм субсидирования уязвимых слоев населения. Эту схему предлагал в свое время Всемирный банк, и под это зарезервированы средства.
Кроме того, переход на рыночные тарифы пресечет работу нелегальных майнеров, которые сейчас паразитируют на нашем энергорынке. Какие бы усилия ни предпринимали спецслужбы, все равно нельзя исключить возможность того, что эти люди будут входить в сговор с представителями энергосектора и продолжать работать, потребляя электричество в ущерб населению.
Что же касается самих майнеров, то самый оптимальный вариант для энергообеспечения их легальной деятельности на территории республики - частные генерирующие мощности. К примеру, ТЭС или солнечные станции. Альтернативная энергетика и майнеры - это реально.
Али Водянов, генеральный директор частной энергетической компании
Криптовалюты - явление для нас новое, и поэтому важно знать, что оно из себя представляет и какие имеет положительные и отрицательные стороны. Относительно обеспечения электроэнергией таких энергозатратных предприятий, как майнинг-фермы, где происходит добыча криптовалют, должен сказать, что у нас для них сейчас просто нет свободных мощностей. Иначе огромное число киргизстанцев может остаться без тепла и света. Другое дело, если электроэнергия будет приобретаться за рубежом, при этом не за государственный счет.
Сейчас у нас острый дефицит энергомощностей. Он был и в прошлом году. Скажу больше, их нехватка ожидается и в 2022-м. К сожалению, уровень воды в Токтогульском водохранилище был доведен до критического, и необходимо время, чтобы выправить ситуацию. Если же предположить, что майнинг-производство будет базироваться в регионах и для своей работы майнеры начнут использовать электроэнергию малых ГЭС, то в этом случае, конечно, говорить об угрозе энергетической безопасности страны не придется.
Но хватит ли майнерам того количества электроэнергии, которое производят малые ГЭС? Ведь, если я не ошибаюсь, для добычи криптовалюты постоянно используются очень мощные компьютеры. А работа малых ГЭС ограничена по времени. Одним словом, если майнеры намерены работать в республике легально, то пусть делают это не за счет государственных энергосетей.
Мээрим Момункулова, заместитель председателя Национального банка (НБ) КР
Нацбанк еще в 2014 году предупреждал население страны о возможных негативных последствиях из-за использования криптоактивов. Прежде всего это риски, связанные с отсутствием материального обеспечения виртуальных валют и контролирующего центра, который бы отвечал за их выпуск.
В связи с этим Нацбанк настоятельно рекомендует воздержаться от каких-либо операций с криптовалютами. Иначе пользователи принимают на себя ответственность за возможные негативные последствия. Тем не менее НБ КР разработал законопроект, который направлен, прежде всего, на обеспечение стабильности финансовой системы и защиты прав потребителей в стране, создание правовой основы для регулирования оборота виртуальных активов и любой деятельности в этой сфере, а также снижение рисков финансирования террористической деятельности и легализации доходов, полученных преступным путем.
Майнинг-ферма с устройствами в количестве 10 тысяч штук потребляет в среднем более 400 000 киловатт электроэнергии в сутки, что равняется потреблению района с населением 40 тысяч человек. Учитывая возникающий дефицит электроэнергии в республике, Национальная энергетическая холдинговая компания в апреле 2019 года ввела временный запрет на выдачу технических условий для подключения к сетям с целью майнинга. Несмотря на это, майнинг-фермы продолжают подпольно осуществлять свою деятельность. Недавно такой факт был выявлен в селе Дружба Иссык-Атинского района Чуйской области КР. В ходе оперативно-следственных мероприятий на основании материалов досудебного производства установлено, что иностранные граждане под видом теплицы организовали майнинг-ферму с использованием 2, 5 тысячи единиц соответствующего серверного оборудования. Незаконная деятельность фермы нанесла колоссальный ущерб электрическим сетям страны.
Кстати
До недавнего времени на долю Китая приходится около 65 процентов всего объема майнинга биткоинов в мире. Однако в марте 2021 года Китайский автономный район Внутренняя Монголия, где сосредоточено большое количество майнинг-ферм, запретил запуск новых проектов майнинга криптовалют и свернул текущие, чтобы сократить потребление энергии.