Дети в интернете: как их защитить и научить отстаивать свои границы? Как не допустить травли или помочь с ней справиться раньше, чем она "справится" с ребенком?
"Цифровое детство" - этот термин уже перестал казаться фантастикой: сегодняшние дети растут, социализируются и познают жизнь именно через призму своего гаджета. Интернет, социальные сети и поведение человека в "цифре" буквально стали внешним продолжением его личности, новым "я".
Но, по данным Российской академии образования, две трети школьников боятся столкнуться с мошенниками в Сети.
- Цифра и интернет - современные средства социализации. Но без определенного регулирования они становятся опасны, - говорит доцент Московского городского педагогического университета, руководитель магистратуры "Обеспечение безопасности образовательной организации" Олег Зверев. - Кроме физиологического влияния - усталость, переутомление после длительной работы, заторможенность, нарушение осанки, проблемы со зрением, есть и психологические опасности: девиантное поведение и кибербуллинг. Проблема в том, что у нас совсем не развито понятие "цифрового этикета", нет правил общения в Сети, нет ориентиров. В такой ситуации дети часто воспринимают чужую интерпретацию реальности как данность, поддаются уловкам мошенников.
Кроме того, у детей есть страх давления и оскорблений со стороны других пользователей - об этом рассказали более 45% школьников.
Если "вбить" в поисковик "травля в интернете", в первых строчках появятся ссылки на историю Аманды Тодд - канадской школьницы, которая приняла на веру слова "друзей" из интернета и поделилась откровенной фотографией. Не прошло и суток, как фото разошлось по сети со скользкими шуточками. В этой истории было все: потоки злобных комментариев от одноклассников, тысячи анонимных пользователей, по-всякому склоняющих имя Аманды... История завершилась трагически.
Может ли школа защитить ребенка?
- Школа создает ученику безопасную среду, пока он физически находится на школьной территории. Но вне пространства его защитят умения и навыки, которые школа может дать, в том числе на уроках ОБЖ и информатики, - отмечает Олег Зверев. - Совершенно очевидно, что необходимо именно в школе учить детей, как уберечься от различных ситуаций, таких, как, например, аутинг - раскрытие интимной информации о человеке, киберсталкинг - преследование человека в Сети, часто перетекающее в оффлайн, общение с фейковыми аккаунтами, "троллями"... Нужно развивать критическое мышление. Принцип "запретить-разрешить" тут не работает. Нельзя запретить подростку создавать аккаунты в соцсетях, смотреть видео блогеров и пр. Надо учить видеть разницу.
Но, по словам Зверева, не все учителя сегодня сами готовы к тому, чтобы говорить с детьми на тему кибербезопасности.
- Необходимо повышать уровень цифровой грамотности учителей. До сих пор некоторые из них вообще отрицают факт кибербуллинга и других сетевых опасностей, - подчеркивает эксперт. - С ребенком надо говорить на одном языке. Не бояться того, что он задает много вопросов. И задавать вопросы в ответ. Детям есть чему нас научить. Кроме того, так они поймут, что мы, учителя, в них заинтересованы.
Мария Скорикова, учитель информатики московской школы N 2120:
- На уроках мы обязательно говорим о том, какая информация является персональной, что можно, а что нельзя размещать на своей страничке в соцсети. Смотрим открытые страницы разных пользователей, анализируем, как можно было бы сделать профиль более защищенным. Кроме того, в рамках проекта "Инженерный класс в московской школе" мы сотрудничаем с вузами. Например, часто преподаватели и РТУ МИРЭА или МИСИС проводят для школьников мастер-классы по кибербезопасности.
Что лучше не публиковать в открытом доступе в Сети:
- дату и место рождения;
- личный телефон и почтовый ящик;
- геоданные;
- обстановку квартиры;
- привычные маршруты и расписание;
- личные фото;
- данные родителей и родственников.