08.12.2021 18:50
Экономика

Запретить строительство около аэродромов будет сложнее

Текст:  Евгений Гайва Ольга Игнатова Марина Трубилина
Российская газета - Федеральный выпуск: №280 (8631)
Проще построить дома неподалеку от аэропорта будет, по-видимому, с 2022 года. Правительство изменило порядок установления приаэродромной территории, на которой ограничивается строительство.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Несколько лет назад было установлено, что около аэродромов выделяется семь подзон с различными ограничениями. Больше всего вопросов вызывает седьмая подзона - в ней ограничивается строительство. Считается, что здесь уровень шума от самолетов не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. В некоторых случаях в седьмую подзону попадают целые районы городов. Такая ситуация, к примеру, в Иркутске и Барнауле. Ограничения строительства в седьмой подзоне с радиусом в 30 км от аэропорта повлияли на возможность завершения строительства и ввода уже существующих проектов, подчеркивают в пресс-службе минстроя.

Мишустин направил более 3,1 миллиарда рублей на строительство дорог

Прошлым летом порядок использования приаэродромной территории был уже отчасти изменен. При установлении подзоны теперь должна учитываться возможность принятия мер по снижению шума, а дома, дачи и гаражи, построенные до установления подзон, были защищены от сноса (кроме самостроев). До того участок или постройку на приаэродромной территории можно было зарегистрировать только при согласовании с оператором аэродрома и после проведения владельцем длительной и дорогой экспертизы по замерам шума. Из-за этого только в Подмосковье возникали сложности с регистрацией 60 тысяч объектов, сообщал Росреестр.

Новый документ меняет правила установления приаэродромных территорий вслед за изменениями в законодательстве, пояснили в минстрое. Оговорено также, что должны описываться сектора внутри семи подзон. Благодаря этому можно будет решать вопросы о застройке в седьмой подзоне более индивидуально, отмечают в ведомстве.

В постановлении есть две новации, пояснили "РГ" в Росавиации. Во-первых, это возможность установления приаэродромной территории поэтапно, то есть сначала с первой по шестую подзоны, а затем установление седьмой подзоны с участием Роспотребнадзора. Во-вторых, теперь для установления седьмой подзоны требуется верификация натурными измерениями. Для аэропортов разработка седьмой подзоны станет дороже, отмечают в ведомстве.

Новый порядок предполагает, что, если местные власти не согласны с границами седьмой зоны, определенной аэродромом, то седьмую подзону должен установить Роспотребнадзор. При этом должна быть проведена санэпидэкспертиза проекта. "Проект седьмой подзоны по-прежнему должен быть согласован всеми уполномоченными органами власти. Итоговое решение по разногласиям в отношении проекта всей приаэродромной территории или только седьмой подзоны принимает правительственная комиссия по транспорту", - подчеркнули в Роспотребнадзоре.

Мишустин: Необходимо поддерживать набранные темы в жилищном строительстве

Подзоны вокруг аэропортов устанавливаются для обеспечения безопасности авиаперевозок, говорит руководитель портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. "Но если муниципальные службы посчитают, что строительство все же возможно, то они и должны понимать существующую меру ответственности. То есть если впоследствии жители, например, начнут жаловаться на шум, то аэродром не должен будет платить штрафы или менять маршруты движения самолетов. Это будет относиться к зоне ответственности муниципальных властей", - считает эксперт.

В Росреестре сообщили, что правила оформления недвижимости из-за нового постановления не меняются. "Ранее внесенные в закон поправки применяются Росреестром на практике", - указали в ведомстве.

Постановление будет способствовать адекватному урегулированию ситуаций, когда на территории седьмой подзоны возвели дом или целый комплекс, а ввести его в эксплуатацию нельзя, считает член Общественного совета минстроя Рифат Гарипов. Важно также, что установлены правила разрешения разногласий между органами власти при установлении границ.

Около аэропортов выделяется семь подзон с разными строительными ограничениями 

Остальные шесть подзон особых вопросов обычно не вызывают. В первых двух размещаются собственно объекты аэродрома. В третьей подзоне не должно быть высоких зданий. В четвертой - объектов, которые могут создавать помехи в системах связи и навигации. В пятой под запретом опасные производства, а в шестой - объекты, которые привлекают стаи птиц (скажем, мусорные свалки). Летом 2019 года пилотам пришлось сажать самолет на кукурузное поле из-за того, что в двигатель попали чайки, напоминает Гусаров.

Инфраструктура