Это первый тренировочный полет авиалайнера МС-21 в рамках сертифицированных контрольных испытаний в штатных условиях гражданского аэропорта. Вылетев из Жуковского, самолет преодолел более четырех тысяч километров и совершил посадку в международном аэропорту Иркутска.
Во время полета экипаж испытал надежность работы двигателей, функциональных систем и оборудования лайнера типовой конструкции в условиях штатной эксплуатации. Машина выдержала испытания успешно. В аэропорту ее осмотрели - нет ли повреждений. И отбуксировали на стоянку.
Напомним, новые российские авиалайнеры собирают на иркутском авиазаводе корпорации "Иркут" (входит в ПАО "ОАК" Госкорпорации "Ростех"). До конца года на МС-21 планируют получить российский сертификат типа самолета. А в 2022 году первые шесть серийных машин авиазавод должен передать авиакомпании "Россия" - "дочке" группы "Аэрофлот". Четыре из них находятся в цехе окончательной сборки.
Начало серийного производства переносилось несколько раз из-за международных санкций на поставку узлов и композитов. Вице-премьер Юрий Борисов, побывавший на иркутском авиазаводе в июне этого года, сообщал, что импортозамещение - это основной вопрос проекта, поскольку предстоит заменить 53 агрегата. Важной вехой на этом пути стал выпуск первого самолета с отечественным двигателем ПД-14 - первый полет МС-21 в такой компоновке состоялся год назад.
В этом году авиалайнер получил российские композитные крылья. 30 ноября первый самолет из цеха окончательной сборки был переведен в летно-испытательное подразделение. Именно удлиненное композитное крыло должно стать одним из конкурентных преимуществ нового российского самолета по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Оно повышает экономичность машины и позволяет построить самый широкий в этом классе самолетов фюзеляж. Что в свою очередь обещает более комфортные условия пассажирам.
Как сообщили в корпорации "Иркут", доля композитов в конструкции МС-21 - около 40 процентов. Это рекордный показатель для среднемагистральных самолетов. Отечественные материалы для силовых композитных конструкций были разработаны при участии ученых МГУ имени М.В. Ломоносова и предприятий Росатома.
При выходе производства на проектную мощность Иркутский авиазавод будет отправлять заказчикам до 36 лайнеров МС-21 ежегодно. Завод готов выпускать самолет в двух модификациях - МС-21-300 с американскими силовыми установками и МС-21-310 - с российскими двигателями ПД-14. Выбор - за авиакомпаниями. В перспективе рассматривается также выпуск более вместительной модификации МС-21-400, способной вмещать до 260 пассажиров, а также компактного МС-21-200 с укороченным фюзеляжем на 165 мест.
На обе эти модификации разработана конструкторская документация. Решение об их запуске в производство будет принято в зависимости от спроса со стороны эксплуатантов.
Справка "РГ"
МС-21 - семейство российских пассажирских самолетов нового поколения. Они ориентированы на самый массовый сегмент мирового рынка - среднемагистральных узкофюзеляжных авиалайнеров.
В производстве находится модификация МС-21-300. По данным производителя, вместимость этого самолета - от 163 до 211 кресел. Максимальная дальность полета - 6000 километров. Длина самолета достигает 42,2 метра, размах крыла - 35,9 метра.