16.12.2021 09:47
ЯНАО

В Карском море построили еще один подводный газопровод

Текст:  Анатолий Меньшиков (ЯНАО)
Российская газета - Экономика УРФО: №286 (8637)
В Карском море введен в строй очередной газопровод. Он пересек Обскую губу, соединив два полуострова - Ямал и Гыдан, связав Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение с магистральным газопроводом Ямбург-Тула. Это не рядовое событие - реализуется региональный индустриальный мегапроект стоимостью полторы сотни миллиардов рублей. Но прежде стоит сказать вот о чем: в Северном Ледовитом океане прокладка труб на мелководье - наисложнейшая инженерная задача, связанная с массой рисков.
Читать на сайте RG.RU

Полуостров Ямал - средоточие запасов легких углеводородов. Первое место по объемам занимает Бованенковское месторождение, имеющее статус источника энергии мирового значения. Еще в советские годы, когда о его разбуривании говорили как о неблизкой перспективе, газопромышленники размышляли над вариантами транспортировки продукта в западном направлении - в сторону Коми и далее до границы с Европой. Бованенково находится почти посреди полуострова. Тянуть отсюда трубу по тундре до Полярного Урала отказались, решив спрямить-сократить путь до города Ухты (здесь стыковка с транснациональным экспортным газопроводом), пройдя сквозь воды Байдарацкой губы.

Кабмин выделил 890 млн рублей на газовый танкер для "Арктик СПГ 2"

По морю до материка, по условной диагонали, свыше 70 километров. Но расстояние - ерунда по сравнению с условиями работ и несносным характером акватории. Море свободно от льдов максимум четыре месяца в году, но, поскольку то и дело штормит, фактически время выхода специализированных судов было ограничено 1,5-2 месяцами. Не случайно родилась "безумная идея" укладывать трубы зимой, пропиливая лед под подготовленными к погружению плетями. Разумеется, от нее отказались. Трубы должны не просто покоиться на дне, а быть погруженными в донный грунт. Ведь глубины тут так себе - иногда считанные метры. Трубопровод может и шальной льдиной задеть.

Была задействована целая флотилия с супермощным буксиром, баржами, шаландами, различного типа земснарядами, гидрографическими судами, с отрядом водолазов. В залив погружались внушительного диаметра трубы с толстенными, почти трехсантиметровыми, стенками, рассчитанными на давление в 120 атмосфер. Для пущей тяжести - в бетонной оболочке. В прошлом десятилетии запущены в эксплуатацию четыре подводные ветки, включая резервную. Их общая протяженность - без малого 290 километров.

Увы, не обошлось без инженерных просчетов: сначала всплыл, оставаясь цельным, один участок трубопровода, за ним второй. Их предстоит вновь "утопить", скрыть в донных траншеях глубиной до пяти метров. А это капитальные работы и капитальные траты.

Труба не должна растеплять мерзлые породы и тревожить морских обитателей шумом, вибрацией, электромагнитным излучением

Ну а газопровод через Обскую губу, торжественно запущенный на минувшей неделе, стыкуется с магистралью, идущей от Ямбургского - знаменитого месторождения-гиганта. В чем замысел? В южной зоне полуострова Ямал, в 30 километрах от восточного побережья, "Газпром нефть" наращивает темпы добычи на крупном нефтегазоконденсатном месторождении - Новопортовском. Нефть отгружают в танкеры, они следуют Северным морским путем в сторону Европы. Кратчайший и оптимальный путь для доставки газа в транспортную сеть госкомпании - через залив. Протяженность спроектированного трубопровода годовой мощностью 20 миллиардов кубометров и вправду сравнительно невелика - около 116 километров. Но ровно половина - подводная. Устройство последней потребовало привлечения свыше 50 судов и сотен работников.

Обский залив также отличается буйным нравом. Все его специфические особенности, как и экологические требования, проектировщики учли, заверяет инвестор, и труба "точно не взбрыкнет". Она уложена в траншею глубиной пять метров, имеет "холодную" конструкцию, то есть не должна растеплять мерзлые породы. А еще - не тревожить морских обитателей, в первую очередь ценные нерестовые рыбные стада, шумом, вибрацией, электромагнитным излучением. Кстати добавить, наземная часть ветки не эстакадная - спрятана в грунт, что позволит после рекультивации вернуть территорию в "олений оборот", то есть сельскохозяйственный.

Нефтедобывающее предприятие транспортом газа не ограничится. Следующий этап проекта - строительство поблизости от промысловых скважин завода по переработке конденсата, природного и попутного газа.

Новак рассказал о предотвращении возможного коллапса на рынке нефти
ЯНАО Урал и Западная Сибирь