"Я считаю, что необходимо снизить количество допустимых долей промилле алкоголя в крови за рулем", - цитирует вице-премьера издание. Впрочем, в дальнейшей цитате выясняется, что речь идет не о снижении нижней планки, а об установлении градации ответственности в зависимости от степени опьянения. "Ведь существует прямая зависимость смертности и аварий от количества промилле алкоголя в крови. Процент аварийности у тех, кто выпил бокал пива или около того, минимален. Те, кто сел за руль с одним промилле алкоголя в крови, - уже потенциальные смертники. Поэтому эти вещи надо регулировать",- сообщил Марат Хуснуллин.
Напомним, что еще в октябре стало известно о поручениях, которые вице-премьер дал различным министерствам и ведомствам по итогам заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
В частности, он поручил МВД, минздраву и минюсту подготовить согласованные предложения "по введению уголовной ответственности для нетрезвых водителей, принимая во внимание степень опьянения". Предложения должны были быть представлены до 1 ноября. Однако до сих пор их нет.
Дело в том, что ни МВД, ни минюст не могут определять степень опьянения. А в минздраве, насколько известно "Российской газете", нет единого мнения на этот счет.
В России уже много лет степень опьянения не устанавливается - достаточно самого факта употребления алкоголя или наркотиков. Для алкоголя законом установлена возможная суммарная погрешность прибора 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха или 0,3 промилле, если человек самостоятельно дыхнуть не может. Для наркотиков такой погрешности нет. То есть, даже если человек принял несколько суток назад таблетку от головной боли, но запрещенные вещества в организме остались, его лишат прав.
Что же касается снижения установленного минимального порога 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха, то даже после бокала шампанского он будет превышен. В России самый низкий порог, который позволяет избежать привлечения к ответственности тех, кто выпил стакан кефира или у кого повышенная кислотность организма, а то тех, когда в отношении кого прибор стал показывать положительные результаты из-за низких температур на улице или сильной загазованности. Ведь прибор, которым измеряют выдох, при разных температурах будет работать с разной точностью. Когда в России было введено нулевое промилле, прав лишались тысячи водителей за показания приборов 0,001 мг/л. Это и послужило поводом для пересмотра допустимых минимальных значений. Но "сухой закон" для водителей никто не отменял.
Напомним, что в Германии, где уровень дорожной безопасности один из самых высоких, установлен порог 0,5 промилле. Но там другой подход к привлечению нетрезвых водителей к ответственности. Если водитель выпил до 0,5 промилле алкоголя в крови и при этом не совершил ДТП, то ему ничего не грозит, даже если попадется в руки полиции. Если же он попадет в ДТП при наличии этих самых менее 0,5 промилле, то его привлекут к ответственности как нетрезвого водителя. Далее строгость наказания напрямую зависит от количества промилле в крови. Однако уголовная ответственность для такого нетрезвого водителя не наступает.
Как считают в МВД, сначала минздрав должен разработать нормативные документы, согласно которым эта степень опьянения будет определяться, и только потом уже можно говорить о дифференцированной ответственности.
Юристы же считают, что введение уголовной ответственности за первый случай управления в нетрезвом виде, в каком бы состоянии водитель ни находился, это перебор. По мнению адвоката Сергея Радько, диагностика опьянения у нас далеко не совершенна, и ошибочные диагнозы встречаются часто. А за повторное управление в нетрезвом виде у нас уже предусмотрена уголовная ответственность.
Напомним, в Госдуме давно лежат поправки, которые предусматривают залог в размере штрафа за автомобиль в случае управления им в нетрезвом виде. В проекте нового КоАП прописана статья, предполагающая конфискацию автомобиля у собственника за повторное управление этим автомобилем кем-либо еще. Нет автомобиля - нет пьяной аварии. Пьяный, когда садится за руль, не думает о том, что ему может грозить уголовная ответственность. Да и гуманность наших судов в отношении таких нарушителей не делает эту статью серьезной угрозой. Ведь по судебной статистике из 57 731 осужденного только 7,8 тысячи получили реальный срок, при этом из них 7,5 тысячи - до года.
Также в интервью "Ведомостям" Марат Хуснуллин напомнил об обсуждении снижения нештрафуемого порога с 20 до 10 км/ч. Поручение подготовить согласованные предложения на эту тему также были даны по итогам того же заседания правительственной комиссии МВД и минтрансу. Насколько известно "РГ", МВД по прежнему против снижения этого порога. Свои предложения ведомство направило минтрансу.