28.12.2021 12:05
Санкт-Петербург

Киноиндустрия столкнулась с дефицитом кадров для постпродакшена

Текст:  Алексей Стригин Инесса Суворова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №295 (8646)
На киностудии "Ленфильм" грядут перемены. Традиционно закрытое от посторонних глаз планируют "рассекретить" и создать там очередное общественное пространство "Открытая киностудия". Там же должны открыть кинотеатр, где можно будет посмотреть фильмы с 35-миллиметровой пленки.
Читать на сайте RG.RU

Между тем современные технологии так стремительно изменили киношный мир, что некоторые специализации, казавшиеся незыблемыми, постепенно сходят на нет. Кинопленка, видеокассеты, пленочные фотографии уже окончательно осталось в прошлом веке вместе с самими знаниями о том, как это правильно использовать.

В Петербурге прошла премьера документального фильма "Корюшка для фронта"

Как посетовала продюсер и сценарист, а с недавнего времени и. о. ректора Санкт-Петербургского института кино и телевидения Наталия Горина, когда она недавно задумывала снять фильм на пленку, пришлось очень долго искать специалистов, которые смогли бы просто посчитать бюджет такой съемки. Не говоря уже о реальной работе над картиной. Поэтому фильм в итоге снимали "в цифре".

Вместе с тем новые технологии требуют сегодня и других профессиональных навыков и умений, которых, по мнению Гориной, в киноиндустрии явно маловато. Нехватка специалистов с хорошей подготовкой на уровне современного технического профиля наблюдается как в съемочном процессе, так и на этапе постпродакшен, когда начинается процесс обработки отснятого материала, доведения картины до окончательно товарного вида.

И чем дальше, тем больше это может стать решающим моментом, определяющим успех любой кинематографической работы. Правильный монтаж, наложение компьютерной графики, спецэффектов, озвучка - все это делает специалиста постпродакшен очень важным звеном съемочного процесса. Между тем на практике таких высокоорганизованных профессионалов, способных удержать всю схему фильма, технологию производства, задумку режиссера, работу оператора и актеров, крайне мало. Например, в большинстве случаев специалисты постпродакшен - самоучки, поскольку пока таких специалистов последовательно не готовят ни в одном учебном заведении России.

Впрочем, это относится не только к техническим специалистам, но и к представителям творческих специальностей. Таланты талантами, однако именно профессиональное образование или его отсутствие становится в итоге главной основой будущих шедевров или провалов в кинематографе. Вкупе с багажом имеющихся знаний в разных областях - в литературе, искусстве, драматургии, истории кино.

И с этой точки зрения положительным моментом можно считать изменение в законе об образовании, которое теперь дает возможность бесплатно получать второе высшее образование в творческих вузах.

Мест для прохождения практики на съемочных площадках в Санкт-Петербурге пока немного

Словом, кадры по-прежнему решают все. И их нужно уметь терпеливо взращивать. В Санкт-Петербурге несколько вузов, которые занимаются этим сложным делом. Но практикующие киношники не особенно стремятся участвовать в процессе обучения молодежи.

Телеканал "Россия-Культура" покажет фильм о Чукотке

Впрочем, мест для прохождения практики на съемочных площадках в Санкт-Петербурге пока немного. Несмотря на то что долги "Ленфильма" погашены, дела киностудии еще далеки от выздоровления.

И до сих пор, конечно, нет ответов на главные вопросы городского кинематографического образования: где, в каких городах и регионах будут потом работать эти молодые актеры, режиссеры, звукооператоры, продюсеры, что будут снимать?

Справка "РГ"

Постпроизводство, или постпродакшен (от англ. post- "после" + production "производство") - этап производства кино, радиопередач и прочих видов цифрового искусства, следующий за съемкой или записью отдельных сегментов работы. В кино это означает период монтажа - период обработки видеоматериала после съемок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучивание и обработка материала фильма.

Тем временем

Далеко не все эксперты согласны с вышеизложенным мнением. Очевидно, что прогресс не стоит на месте и сейчас технология съемки на пленку ушла в прошлое. Но это не значит, что пленка умерла, просто она превратилась в элитарную немассовую технологию, которая доступна единицам, но все еще доступна. Кроме того, представители киноиндустрии уверяют, что специалистов, а особенно в постпродакшене, много. Проблема же в том, что продюсеры предпочитают искать некоего универсального специалиста, который будет делать все, а на практике таких специалистов действительно немного. И если в продакшене уже прошли процессы унификациии, диверсификации и разделения на отдельные специальности, то в постпродакшене этого не произошло. Пока. Причина как раз в техническом прогрессе. Если в продакшене функционал специалистов за 100 лет глобально не поменялся - художник отвечает за художественную концепцию, режиссер - за работу с актерами, оператор - за работу с пространством, - то в постпродакшене поменялся полностью. Изменились полностью техпроцессы, появились новые специальности, и с движением техпрогресса в кино так и будет происходить. Потому что сейчас кино и есть в первую очередь постпродакшен. Главной болевой точкой индустрии, таким образом, является недостаток продюсеров постпродакшена, которые способны представлять себе процесс постпродакшена целиком - от начального поступления материала до финального результата, который выйдет к зрителю.

Санкт-Петербург Северо-Запад