07.01.2022 06:00
Культура

Как подводный археолог Александр Окороков открывает античные города

Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №297 (8648)
В кабинете Александра Окорокова на видном месте - модель парусника. В шкафу - обросший ракушкой бронзовый гвоздь, ядро для корабельного орудия и книги по подводной археологии.
Читать на сайте RG.RU
Подводный археолог Александр Окороков

Еще несколько лет назад один из руководителей НИИ культурного и природного наследия, доктор исторических наук нырял в акваланге в Черное море в поисках ушедшего под воду города. Подводное хобби, родившееся, по словам Окорокова, еще в юности после фильма "Человек-амфибия", стало профессией, вылилось в многочисленные подводные экспедиции, открытия, приключения и идеи.

О некоторых из них Александр Васильевич рассказал "РГ".

* * *

Мои первые погружения - это начало 80-х, я тогда работал реставратором главным образом на церквах и монастырях. А там всюду пруды, где всегда много интересного. В Иосифо-Волоцком при нашествии поляков была разрушена стена: какой она была, какой был декор - не известно. Я предположил, что часть ее упала в пруд. Собрал команду, мы исследовали дно - и нашли фрагменты кирпичей, керамики и другие материалы, подтверждающие догадку. В другом озере под Москвой оказались колонны храма XIX века. Руководство знало, что я увлекаюсь подводной археологией, и попросило найти их - это было бы дешевле, чем восстанавливать. Мы нашли большие фрагменты колонн, вытащили их трактором. Я получил награду - возможность брать отпуск, когда захочу.

* * *

В Средиземном море появился подводный музей

90-е, международная конференция в Плимуте. Подводный археолог из Швеции на фоне красочных слайдов хвастается итогами экспедиции на Балтике - мол, благодаря технической оснащенности их группа при обмерах затонувшего корабля фиксировала несколько точек в день. Выступаю я и сообщаю, что мы обмеряем в день десятки точек и при плохой видимости. Швед не верит. Сверили, и оказалось, что наш ручной труд дает более точные результаты, чем компьютер. Я по образованию архитектор и мой опыт обмеров позволил минимизировать усилия. А мы и мерили все руками, часто на ощупь, сами придумывали хитроумные устройства. Один радиолюбитель из нашей команды изобрел и собрал у себя на заводе металлоискатель для работы под водой. Через знакомых решили протестировать его в лаборатории КГБ. В результате прибор "закрыли" для гражданского использования - и нам уже не вернули.

* * *

Под водой все гораздо менее романтично, чем в фильмах Жака-Ива Кусто с красивыми рыбками в прозрачной воде - добавьте сюда еще фрегаты, в кино величественно стоящие на килях якобы сотни лет (а на самом деле разваливающиеся через 20-30).

Нервы на пределе. К водолазу незаметно подплыл напарник, дружески хлопнул по плечу. Итог шутки - инфаркт

Подводная археология - тяжелый труд, когда видишь перед собой не больше чем на 5 метров, воюешь с постоянно замывающим объект песком... И труд опасный: подводный мир - все же чужая среда, нервы все время натянуты. Хрестоматийный случай, нам рассказывали в водолазной школе: на дне работал водолаз, занимался сваркой, к нему подплыл напарник и дружески хлопнул по плечу. Итог шутки - инфаркт.

* * *

"Виноградная картечь" - это что-то вроде шариковой бомбы: вокруг деревянного стержня собрана шрапнель, сверху все перетянуто холстиной. Выстрел - шрапнель разлетается, поражая все на своем пути.

Экспедиция Центра комплексных подводных исследований, которым я руководил, в начале 90-х исследовала корабль, затонувший на Каспии. Среди находок - старинные боеприпасы: та самая картечь, чугунные ядра, гранаты, а еще стройматериалы - листовое железо, строительные блоки...

Как 3D-технологии помогают археологам

Обратились за помощью в Музеи Московского Кремля - те по результатам экспертизы находок дали точную датировку события. Перед нами были остатки разбитого штормом грузового судна из флотилии сподвижника Петра I князя Бековича-Черкасского. Экспедиция картографировала берега, а заодно выбирала место для будущих крепостей и сразу везла им стройматериалы.

Часть боеприпасов мы передали в Музеи Кремля: в их собрании не было "виноградной картечи".

* * *

Подводная археология начинается с работы в архивах. Далее все определяется на картах и только потом идет "нырялка". Но с Корокондамой вышло иначе.

Еще в 80-х, на первых погружениях на Черном море в районе мысов Тузла и Панагия недалеко от Тамани, я заметил скопления на дне фрагментов древней керамики и строительного материала - следы явно крупного поселения, стоявшего на берегу, ведь уровень моря с античности поднялся на 4-6 метров. Я много лет собирал информацию, расспрашивал дайверов, нырявших в этих местах. В следующий раз я оказался тут в 2015-м, курируя водолазные работы при строительстве газопровода Краснодарский край - Крым. Мы обследовали прибрежную часть, ныряли у рифов, где когда-то отстаивались древние суда, о чем говорили найденные якоря, обработанные строительные блоки, камни не местного происхождения. Античные историки говорили о существовании там города Боспорского царства Корокондамы, его лет 100 искали в этих местах археологи, но точное расположение до последнего времени было неизвестно. Мы изучили все версии и нашли остатки поселения. В этом районе сейчас молочная ферма совхоза "Южный".

* * *

Несколько лет назад в турецком Сиде я видел подводный парк - античная колоннада, вокруг скульптуры. В свое время ушел под воду древнеримский курорт в Байя - и сегодня остатки храмов Венеры и Меркурия, дорогу 2000-летней давности, фундаменты паровых бань наблюдают туристы сквозь дно прозрачных лодок, а дайверы заплывают во двор античной виллы. Греческие власти открыли для дайверов доступ к месту древнего кораблекрушения возле острова Алонисос в Эгейском море.

Между тем у нас на Балтийской косе приходит в упадок прусский форт XIX века, рядом ангары довоенной поры: до 45-го года тут была база немецких гидросамолетов, а до 95-го наша авиабаза. Идеальное место для парка: перекрытая дамбой акватория, в которой при желании устраивается подводный парк военной техники, опускаются на дно списанные танки, торпедные катера, самолеты. Рядом в ангарах - музей авиации, площадки для показа авиатехники. В Крыму, в той же Корокондаме под водой уже есть остатки античных зданий и затонувших кораблей, а на берегу - руины винодельни и блиндажи времен войны...

О проектах можно прочесть в моей монографии "Подводное культурное наследие", недавно вышедшей в Институте наследия. Между тем в Севастопольском университете недавно открылась кафедра подводной археологии.

Вопрос ребром

Много ли еще сокровищ в наших морях?

Александр Окороков: Очень много! В отличие от Италии, Франции и других европейских стран доступ к хорошему водолазному оборудованию появился в нашей стране где-то в 70-х. И если в Европе очень многое успели разграбить, то у нас только известных по архивам объектов, о которых мы знаем, что был вот такой корабль, попал в шторм с таким-то грузом, там-то затонул, - около 2000. В северных российских морях таких кораблей - более 1000.

Этот судовой колокол был поднят у берегов Крыма. Видно даже название английского судна, находившегося там во время русско-турецкой войны, оно затонуло во время шторма, уничтожившего немало кораблей.

Снимок сделан на глубине 60-80 метров.

Досье "РГ"

Александр Окороков окончил Государственный университет по землеустройству, Институт повышения квалификации архитекторов при МСА, водолазную школу при ЦМК ВМФ. Работал ведущим архитектором "Мособлстройреставрации".

На Алтае археологи обнаружили хрустальное орудие древних скотоводов

С 1986 г. - в НИИ культуры Минкультуры РСФСР и Академии наук СССР. Возглавлял отряд подводных исторических исследований Морской арктической комплексной экспедиции , работал на Белом, Черном, Балтийском, Каспийском морях, акватории островов Российской Арктики. В 1991 году прошел стажировку по подводной археологии в Нидерландах.

Действительный член Русского географического общества, Академии военных наук, член Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ.

Доктор исторических наук. Сфера интересов: культурное и природное наследие, история судостроения, военная история, информационно-психологическая война, фалеристика.

Автор 32 книг и более 300 научных и научно-популярных статей.

Арт История