16.01.2022 09:00
Авто

Как быстро и без больших затрат отучить "автомат" дергаться

Текст:  Борис Захаров
Когда "автомат" начинает пинаться при смене передач, медлить с ремонтом не следует. Однако сервис сервису - рознь, а финансовые затраты на решение проблемы могут серьезно разниться. "РГ" предлагает обратить внимание на достаточно частые болячки гидромеханического "автомата", которые вылечиваются относительно легко и без серьезных вложений.
/ Istock
Читать на сайте RG.RU

Со временем (примерно к 150 000 - 200 000 км пробега) автоматическая трансмиссия нередко начинает "шалить" - появляются характерные пинки и рывки в момент перевода селектора из положения P в положение D или R, а также при смене передач в движении.

Машина не заводится на холоде. Что делать?

Иногда АКП может подергиваться только на "холодную", иногда тычки происходят постоянно, иногда проблема фиксируется только на определенных передачах, например, при переходе с первой на вторую или с третьей на четвертую. Часто такие явления сопровождаются включением сигнальной лампы A/T или значком Check Engine на "приборке".

Многих перспектива ремонта немолодого "автомата" останавливает от покупки подержанных машин с такой трансмиссией. Между тем, варианты контрактной замены коробки или ее дорогостоящего ремонта с полной переборкой и заменой множества деталей на самом деле не так распространены, и в подавляющем числе случаев удается обойтись мелким, а потому вполне "подъемным" по деньгам ремонтом. Так почему же все-таки "автоматы" пинаются, и как решить эту проблему малой кровью?

Причин, по которым появляются пинки АКП, на самом деле достаточно много. Ведь гидромеханическая трансмиссия достаточно сложный агрегат с множеством рабочих элементов и трансмиссионной жидкостью ATF, которая, к слову, не только смазывает трущиеся детали, но и выполняет функцию управления элементами коробки, буквально передавая крутящий момент.

Отсюда - первый вывод. Ряд неполадок может быть связан с банальным снижением уровня трансмиссионной жидкости, равно как ухудшением ее качества. Если смазка грязная и утратила свои рабочие свойства, коробка гарантированно начинает пинаться во время переключения передач. Соответственно, даже если в мануале черным по белому написано, что масло залито на весь срок службы трансмиссии, обязательно проверьте уровень трансмиссионной жидкости.

Почему барабанные тормоза никак не умрут

На большинстве автомобилей для корректной проверки следует прогреть масло в АКП до рабочей температуры, проехав как минимум 20 км, затем остановить автомобиль на ровной площадке и перевести селектор "автомата" в положение P. Затем ищем в подкапотном пространстве щуп (его точное местоположение указано в мануале. Его рукоять, как правило, имеет желтый окрас.) Если на щупе имеются надписи СOLD и HOT, проверяем уровень, ориентируясь на риски у метки HOT. Метод проверки уровня масла на "холодную" является менее точным, но тоже допустим.

На так называемых "необслуживаемых" АКП, без щупа, поступаем по следующему алгоритму - прогревают масло, проехав 15-20 км, ставим машину на ровную площадку, переводим селектор в Parking и, не заглушая двигатель, откручиваем сливную пробку, подставив емкость к сливному отверстию. Если трансмиссионная жидкость не вытекает, уровень точно недостаточен. Помутнения, вкрапления шлаков и металлических примесей свидетельствует о необходимости замены жидкости ATF. Замена масла в необслуживаемых коробках происходит по принципу, сколько слил - столько и залил (понадобится мерная емкость). Удивительно, но факт - нередко простая замена или долив жидкости ATF в АКП решает проблему с трансмиссионными толчками и рывками.

Еще одним слабым звеном, которое может провоцировать трансмиссионные рывки, является масляный фильтр АКП. Он может быть банально забит стружкой и отложениями, в результате пропускная способность фильтра снижается, давление масла в трансмиссии уменьшается, и работа фрикционных дисков нарушается. Они не успевают остановиться в заданный момент и проскальзывают. На выходе имеем опять-таки характерный рывок при переводе селектора или при смене передач в движении.

Отметим, что в зависимости от расположения узла фильтры АКП бывают внутренние и внешние. Внешние фильтры располагаются на корпусе коробки передач, и соединяются в большинстве случаев с помощью резьбового соединения. Соответственно, замену можно провести и самому. С внутренним фильтром АКП ситуация сложнее. Такие элементы располагаются внутри корпуса трансмиссии, поэтому для замены логичнее отправиться на сервис.

Дешевле некуда. Самые бюджетные кроссоверы и внедорожники в России

Нельзя сбрасывать со счетов и такую неочевидную причину "шалостей" АКП, как неисправность системы охлаждения трансмиссии. Как вариант, могут забиться радиаторы охлаждения или заклинить термостат системы охлаждения коробки. В таком случае возможен перегрев рабочей жидкости ATF и, как следствие, - те самые рывки-пинки.

Очень часто свинью может подложить также электрика, например, датчики системы управления двигателем. Скажем, датчик массового расхода воздуха или положения дроссельной заслонки могут барахлить, причем ошибка на приборку может при этом и не выводиться. Шероховатости в работе АКП может провоцировать также блок управления коробкой, или, скажем, неисправный клапан EGR (рециркуляция отработавших газов). Последний, как известно, влияет на изменение крутящего момента двигателя, и именно по нему блок управления "автоматом" ведет расчет алгоритма переключений.

Победив электронные "глюки" и заменив "шалящие" датчики, нередко удается решить проблему с рывками при переключениях АКП. Наконец, даже банальный износ внутреннего жгута проводки автомата может вызывать целый ряд неисправностей трансмиссии, и эта причина, к слову, провоцирует дергания автоматической коробки основательно подержанных машин очень часто.

Конечно, заставлять АКП дергаться могут проблемы и посерьезнее - от неисправных соленоидов гидроблока (чаще всего виновен управляющий клапан давления масла) до падения давления масла в гидросистеме "автомата" и износа тормозной ленты (состоит и множества эластичных полос, и служит для кратковременной блокировки элементов планетарного механизма АКП).

Понятно, что для выявления такого рода глубинных причин сбоев в работе автоматической трансмиссии, необходимо будет отправится в сервис. Однако прежде стоит убедиться, что дело не в банальном загрязнении трансмиссионного масла или неисправности термостата или датчиков системы управления двигателем.

Легковые авто