Спасибо нацпроекту
Было время, когда жители столицы Урала даже гордились своим общественным транспортом. Красно-желтые чешские трамваи "Татра", которые появились в Свердловске еще в конце 1950-х, выглядели весьма неплохо и отличались высокой надежностью. Последовательно обновлялся и парк вместительных троллейбусов - их выпускали в саратовском Энгельсе. "Столичности" городу добавляли "Икарусы" - просторные автобусы венгерского производства. Екатеринбург и сейчас использует это наследство: неубиваемые "Татры" по-прежнему возят пассажиров, удивляя гостей города своим "винтажным" видом (сами екатеринбуржцы привыкли, хотя периодически задаются вопросом, почему, например, в Нижнем Тагиле трамвайный парк полностью обновлен).
Сегодняшние темпы замены трамваев в Екатеринбурге таковы, что новые вагоны на всех маршрутах не удастся увидеть даже следующему поколению горожан. Так, по данным администрации Екатеринбурга, за последние пять лет город приобрел всего пять новых вагонов производства "Уралтрансмаша" - в результате степень износа трамвайного парка снизилась с 88,5 до 87,6 процента. Ситуация с троллейбусами еще хуже. На запрос "РГ" и.о. замглавы города Тамара Благодаткова сообщила, что степень их износа - 99,1 процента, но за последние 5 лет не приобретено ни одной новой машины.
С автобусами дело обстоит лучше: по данным мэрии, степень износа автобусов ЕМУП "Гортранс" составляет 40, 5 процента. Отметим: речь о муниципальном парке - его мэрия обновляет при помощи нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги": 60 процентов средств дает федеральный бюджет, по 20 - область и город. Так, в 2020 году город получил 57 автобусов "Нефаз" и 9 МАЗ. В 2021-м - 60 "Нефазов". Городские затраты потянули на 86 миллионов рублей, что в масштабах бюджета Екатеринбурга кажется небольшой суммой.
Так или иначе, но легендарные "Икарусы", прожив несколько жизней, все-таки ушли на покой. Маленькие желтые маршрутки 1990-х - начала 2000-х тоже, к счастью, практически исчезли. Взамен большинство частных перевозчиков предпочитает закупать недорогие "Богданы". Изнашиваются они моментально. Что касается увеличения платы за проезд, то эти деньги точно не пойдут на закупку новых машин - все съедят текущие расходы. "Необходимость повышения вызвана увеличением стоимости ГСМ, электроэнергии, запчастей и т. д. с 2017 по 2021 год", - говорится в официальном ответе мэрии на запрос "РГ". Далее чиновники уточняют: деньги за оплату проезда расходуются на содержание подвижного состава, поддержание инфраструктуры, оплату труда, электроэнергии и ГСМ, но не направляются на обновление парка подвижного состава.
Перестроение на ходу
Транспортная реформа в Челябинской области заявлена как одна из стратегических задач. Недавно в областном центре объявили о массовом приеме на работу: городу требуются 150 водителей автобусов, 100 - троллейбусов и 90 - трамваев. Как отметили в мэрии, кадровый дефицит возник в результате существенного обновления подвижного состава.
В 2019-2020 годах региональный бюджет помог Челябинску закупить 102 автобуса большой вместимости на газомоторном топливе. В 2021-м в рамках нацпроекта "Чистый воздух" пришли еще 157 машин. Такое количество новых больших автобусов практически закрывает потребности города (ранее их оценивали в 300 единиц). Власти также ориентируют на закупку новых автобусов малого и среднего классов и частных перевозчиков, которых планируют перевести на регулируемый тариф.
Перемены ожидают и троллейбусный парк, изношенный более чем на 90 процентов. В этом году его обещают пополнить 40 новыми машинами в рамках концессионного соглашения, которое областное правительство заключило с компанией "Синара - Городские транспортные решения". Она поставит 168 единиц новой техники, 98 из них - с функцией увеличенного автономного хода (до 20 километров), что позволит связать имеющуюся контактную сеть с новостройками. Концессионер будет нести ответственность и за содержание инфраструктуры горэлектротранспорта, и за организацию самих перевозок.
Обновление трамвайного парка в столице Южного Урала началось с покупки в прошлом году 30 вагонов местного производства - их, как известно, выпускают в Усть-Катаве, а в планах на 2022-й - еще 77. Стратегия такова, что трамвай в Челябинске станет самым скоростным видом общественного транспорта. Для этого на отдельных участках начали перекладывать пути и обособлять их. Ускорить движение трамваев должна и перестройка работы светофоров в режиме "зеленой волны" - эксперимент начали на одном из проспектов.
Между тем некоторых челябинцев на фоне массовой замены подвижного состава озадачила недавняя утилизация 180 автобусов, которые, полагают горожане, могли бы еще использоваться в часы пик. Однако в мэрии пояснили, что списанный транспорт (он выпущен в 1986-2012 годах, но преимущественно в 2005-2008-м) не подлежит восстановлению из-за технической невозможности ремонта.
Кстати, в Челябинске цена билета самая низкая среди областных центров УрФО - в муниципальном транспорте всего 23 рубля, в частном - 28. В пределах агломерации муниципалы возят за 33 рубля по безналу и 38 наличными.
Выход подскажут ученые
В Кургане муниципального общественного транспорта вообще нет. Пассажиров возят 24 частных перевозчика. Стоимость проезда предприниматели устанавливают сами, исходя из рентабельности перевозок с учетом всех затрат. На этой почве постоянно возникают скандалы, последний разгорелся в конце 2021 года, когда цена билета в маршрутках подскочила сразу на два рубля - с 28 до 30. Между тем качество услуг и состояние парка по-прежнему оставляют желать лучшего.
В региональном Союзе транспортных организаций на ситуацию смотрят критически: во многих городах действуют регулируемые тарифы, перевозчикам субсидируют убыточные маршруты из бюджета. А в Кургане в 2015 году, когда был принят регламентирующий эту сферу 220-ФЗ, городские власти выбрали другой вид тарифа - нерегулируемый. Кроме того, многие муниципалитеты участвуют в федеральных программах, в том числе нацпроекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Благодаря этому транспортникам частично возмещают стоимость новых автобусов из бюджетов РФ и субъектов. Курган в этих программах тоже не участвует, поэтому приобретать новые автобусы можно только за счет тарифа, то есть на деньги, поступающие от пассажиров.
Власти Шадринска, считают в общественной организации, оказались дальновиднее коллег из областного центра: здесь утвержден регулируемый тариф в размере 25 рублей.
Для жителей Кургана поездки на общественном транспорте - это вечный стресс: перевозчики стали сокращать маршруты, увеличивать интервалы движения и раньше завершать работу - после 20 часов в отдаленные районы не уедешь. Предприниматели говорят, что вынуждены отказываться от нерентабельных маршрутов и выпускать на линию только часть машин: увеличить их число мешает высокий износ, нехватка персонала и оборотных средств. Ситуацию лучше всего характеризуют цифры: если в сентябре 2019 года маршрутную сеть города обслуживало около 430 автобусов, то на начало октября 2021-го осталось 320.
Да и их состояние далеко не идеально. Обновление парка идет, но не так быстро, как хотелось бы. За последние два года на курганских улицах появилось 129 новых автобусов. В декабре прошлого года губернатор Вадим Шумков в соцсети сообщил, что изучается вариант привлечения единого крупного оператора, который мог бы вывести на маршруты сразу несколько сотен новых автобусов. Но расчетная стоимость такого обновления парка без учета оборотных и вспомогательных расходов составляет 2,5-3 миллиарда рублей. Сразу встает вопрос о поддержке из бюджета, но ответа на него нет.
Бизнес считает: основная причина системного кризиса на рынке пассажирских перевозок - отсутствие у города внятной стратегии развития этой сферы, основанной на анализе реального пассажиропотока. Возможно, ситуация с общественным транспортом в Кургане изменится в лучшую сторону после глобального исследования рынка городских пассажирских перевозок. Осенью прошлого года был объявлен конкурс на разработку комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения. Его выиграл Российский дорожный научно-исследовательский институт (Москва). Обследование пассажиропотока и разработку новой муниципальной маршрутной сети Кургана планируется провести до 15 апреля 2022 года. Результаты работы позволят оценить существующую маршрутную сеть и возможность введения регулируемого тарифа.
Казна везет
А вот Тюмень в пику соседям обладает одним из лучших в стране автобусных парков. Потрепанную машину встретить трудно, их средний возраст - 4,5 года. К старению предпосылок нет: в этом году самое крупное ПАТП получит еще около 80 новых автобусов среднего и большого классов. Доля таких машин на основных муниципальных линиях достигла 60 процентов. Автобусы меньшей вместимости, эксплуатируемые частниками, также весьма прилично выглядят: обычно это лучшие отечественные модели, довольно комфортные. Однако в часы пик на отдельных направлениях в них, что называется, не протолкнуться.
Хорошее состояние парка обусловлено мощными вливаниями казны. На закупку упомянутой партии автобусов уйдет 1167 миллионов рублей. Еще свыше миллиарда в бюджете нынешнего года заложено на компенсацию бесплатных поездок пенсионерам, перевозку других льготников. Прогнозируемый объем пассажиропотока в 2022-м - 157 миллионов человек. Из них около 90 миллионов, как предполагается, приобретут билет по полной стоимости.
Муниципалитет настроен на беспрецедентно высокое увеличение перевозок без скидок - на треть. Дополнительные пассажиры должны появиться, по ожиданиям чиновников, главным образом из числа тех, кто пересядет с личного на общественный транспорт в силу растущих трат на парковку, бензин. По грубым расчетам, за 20 рабочих дней можно сэкономить до 6 тысяч рублей. Но столь резкий прирост видится нереальным. Если бы автобус еще выигрывал в скорости. Пока протяженность выделенных полос - 22 километра при более чем 600-километровой маршрутной сети.
Динамика повышения стоимости билета определена несколько лет назад - каждый год ровно на рубль, и она выдерживается, несмотря на то что инфляция ее опередила. С 1 января безналичный проезд (на него приходится свыше 85 процентов расчетов) обходится в 28 рублей, за наличные - 29. Систему месячных или многодневных проездных в Тюмени не практикуют - к неудовольствию части жителей. Хотя ранее несколько десятков автобусов были приобретены с салонными валидаторами, перевозчики не решились их использовать: билеты продает кондуктор либо водитель, пропуская пассажиров через передний вход.
Не раз власти предпринимали попытки сформировать маршрутную сеть с бесплатными пересадками с автобуса в автобус, но до старта не дошло. Он отложен, по информации профильного департамента мэрии, до 2024 года.