31.01.2022 22:31
Культура

Фильм-катастрофа "Пылающее море" как предупреждение человечеству

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №21 (8669)
Норвежское кино - редкий гость на мировых экранах, и появление норвежского фильма-катастрофы, сравнимого по саспенсу с лучшими голливудскими триллерами, стало для многих открытием новой кинематографической страны со своими звездами и мастерами режиссуры.
/ "Вольга"
Читать на сайте RG.RU

Фильм "Пылающее море" Йона Андреаса Андерсена смотрится не столько пугалкой-развлекалкой, сколько предупреждением человечеству. Планете грозит не комета, не вторжение инопланетян и не вбесившийся робот, ей грозит сам человек в его повседневной деятельности.

Фильм "Вальдо" с Мэлом Гибсоном в роли скандальной звезды вышел на экраны

По всем канонам жанра, фильм начинается беззаботными сценами рутинной жизни героев - Софии и ее друга-коллеги, влюбленного в нее Стиана (Хенрик Бьельланд), отца-одиночки, воспитывающего маленького Одина. Нас исподволь вводят в круг их забот. София в качестве оператора испытывает пробную модель подводного робота (никакой фантастики, он действительно существует), похожую на змею сигару, способную исследовать подводный мир от интерьеров затонувших судов до - и это главное - состояния опор нефтяных вышек, сотнями разбросанных по всему Северному морю и выкачивающих из недр драгоценное топливо. В немногих сценах вы видим обстановку на вахтовых платформах, где рабочие в желтых комбинезонах обеспечивают бесперебойную работу скважин. Происходит ЧП, и Стиан оказывается запертым во всеми брошенной, терпящей бедствие платформе.

Главное достоинство фильма - абсолютная зрительская вера в возможность происходящего. Это вам не фон триеровская Меланхолия, грозящая столкнуться с Землей, это наша сегодняшняя реальность. Один из героев объясняет: сотни буровых вышек, трудолюбиво качающих нефть и газ, оставляют под земной твердью пустоты, отчего твердь становится похожей на швейцарский сыр и перестает быть твердью, это предупреждение звучит более чем актуально. И перспективы, которые нам рисует фильм, вполне реальны: разлившаяся в море нефть, циклопические по масштабам отравленные площади, гибель всего живого в море и на его берегах, люди лишаются вековых ремесел и средств к существованию и т. д. Это все не фантазия авторов, а пока не случившиеся события. Пока. Если не возьмемся за ум, не научимся просчитывать свои действия на два хода вперед и не умерим аппетиты хищников, для которых прибыль - единственный свет в окошке.

Начавшись с покачнувшейся платформы, уходящей в образовавшуюся в морском дне трещину, проблемы быстро множатся. И вот уже во весь рост стоит вопрос о ценности человеческой жизни и страшной калькуляции разумных жертв, которые можно принести в угоду рациональным соображениям. На одной чаше весов - жизнь запертого в пучинах Стиана, на другой - быстро расползающееся нефтяное пятно, грозящее уничтожить все живое на огромных территориях. И опять-таки фильм выбирает сюжетный ход максимально безумный, но ему нельзя не поверить: София не может согласиться с доводами разумных чиновников из министерства и летит спасать любимого на свой страх и риск. И все эмоции зрителей уже с нею. А напряженность действия обеспечена уже тем, что счет идет на секунды: вокруг уже смыкается кольцо подожженного радетелями за экологию нефтяного пятна, пламя скоро поглотит и обреченную платформу и отважных, рискнувших выполнить невыполнимое.

В фильме звучит вполне реальная тревога за судьбы планеты, корчащейся под напором людского безрассудства

Режиссер Йон Андреас Андерсен умело держит ритм картины - и тягостный и леденящий душу одновременно. И несмотря на запредельность ситуаций, умудряется уйти от логических нестыковок и приблизительных решений, так часто сметающих все наше доверие к происходящему на экране. Думаю, львиная доля успеха принадлежит исполнительнице роли Софии актрисе Кристин Куят Торп, чья вера в разумность безумных решений героини оправдывает самые рискованные повороты сюжета.

Актер Джеймс Нортон представил в Москве фильм "Один на один"

Перед нами картина, любой кадр из которой мог бы появиться в сегодняшней программе теленовостей. Ее реалистичность подчеркнута хроникальным стилем изображения и способом держать напряжение зрителя - с тем же чувством ужаса мы смотрели репортажи с гибнущего под напором лавы райского острова Ла Пальма.

Конечно, определенных натяжек не избежали и сценаристы картины. К примеру, на старте фильма вместе с ушедшей в пучины платформой гибнут десятки людей, которые ее обслуживали, и если в реальности этот факт сам по себе был бы поводом для национальных трагедий, то здесь это только "обстоятельства образа действия": авторов волнует избранный ими сюжет с героическим спасением одного человека. Есть некоторый перебор и с мелодраматическими обстоятельствами, связанными с сынишкой Стиана Одином, который покорно ждет возвращения отца: получается, что именно наличие этого сынишки становится триггером многих рискованных решений персонажей. Финал картины вообще обманчиво благополучен: исторгающая слезы встреча сына с погибшим было отцом кажется решением всех затронутых фильмом судьбоносных проблем. Но эта искусственность коды не отменяет ощущения вполне реальной тревоги за судьбы нашей планеты, корчащейся под напором людского безрассудства.

Мировое кино