08.02.2022 00:00
Власть

В Дагестане проложат дороги к горным селам

Текст:  Тимур Алиев (Дагестан)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №27 (8675)
Почти 40 процентов территории Дагестана занимают горы. Поэтому до многих населенных пунктов добраться не так-то просто: не доехать на автомобиле - только пешком по обрывистой тропе. То, что для путешественников горная романтика, для местных жителей чуть ли не трагедия. Так, на днях большой резонанс вызвал случай, когда из-за отсутствия дороги жителям высокогорного села пришлось нести роженицу на носилках несколько километров до ближайшего аула, где находится больница. Появятся ли когда-нибудь в таких поселениях автомобильные дороги, выяснял корреспондент "РГ".
/ Саид Царнаев/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Село Хушет расположено в Цумадинском районе Дагестана на высоте более двух тысяч метров. Как уже упоминалось, автомобильной дороги к населенному пункту нет. Единственная пешая тропа до места, куда может подъехать машина, - длиной около пяти километров. Продукты и предметы первой необходимости сельчане привозят с "большой земли" на ослах.

Кабмин выделил регионам деньги на "умные" светофоры, навигацию и экодатчики

20 сельчан, сменяя друг друга, несли женщину на носилках по заледенелой горной тропинке. У ближайшей автодороги их уже ждала машина скорой помощи, которую вызвали по телефону. Однако позже пришло известие, что ребенка женщина все же потеряла. Закончилась бы все иначе, будь к Хушету дорога, остается только гадать. Иногда за больными в село прилетает вертолет санавиации, но в этот раз он не смог подняться в воздух из-за плохой погоды.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Дагестана, комментируя инцидент, сказали, что дороги в Хушет нет из-за нехватки денег на столь дорогие строительные работы.

"Село расположено на высоте более двух тысяч метров в местности со сложнейшим рельефом. Попытки проложить дорогу неоднократно предпринимались здесь с 70-х годов прошлого века, но каждый раз возникала нехватка бюджетных средств на такой крупный проект. В связи с этим строительство решено осуществлять поэтапно", - заявили в министерстве.

В нынешнем году начнут прокладывать один из участков трассы к горному селу протяженностью около 13 километров. Как пояснили в минтрансе РД, в регионе более 60 процентов автодорог пролегает в сельской местности, при этом к 30 населенным пунктам нельзя добраться на машине.

"Одна из приоритетных задач дорожного хозяйства Дагестана - ликвидация грунтовых разрывов (участков трасс, где нет асфальта), прежде всего на маршрутах в административные центры муниципальных районов. В последние годы асфальтовыми дорогами соединены Цумадинский и Кулинский районы, ведутся работы в Тляратинском, Цунтинском и Ахвахском районах. Реконструкция автодорог в горной местности - это капиталоемкая работа, поэтому темпы реализации проектов связаны с состоянием бюджета республики", - сказали в министерстве.

Тем временем в Дагестане, не дожидаясь помощи властей, местные жители сами развивают дорожную инфраструктуру. Например, инициативная группа возрождает так называемую "дорогу предков". Она проходит по правому берегу Чиркейского водохранилища в обход Гимринского тоннеля и связывает равнинную часть республики с горными районами.

Объем дорожных работ в Поморье необходимо удвоить

Гимринский тоннель протяженностью 4300 метров ввели в эксплуатацию в 2012 году. Он считается самым длинным автомобильным тоннелем в России. Этот стратегический объект обеспечивает транспортное сообщение девяти районов горного Дагестана с Махачкалой и центральной частью республики. Если его перекрывают из-за непогоды или дорожного происшествия, автомобилистам приходится делать крюк более ста километров.

Протяженность "народной дороги" составит 30 километров, ширина дорожного полотна - около десяти метров. Около 17 километров уже проложили. Строят ее исключительно на частные пожертвования и средства инвесторов. Люди вносят свой вклад не только деньгами - кто-то дает бесплатно технику в пользование, кто-то горючее и стройматериалы.

Попытки построить эту трассу предпринимали еще в позапрошлом веке. Тогда горцы из подручных средств соорудили колею шириной около двух метров. Этот путь стал кратчайшим от горных сел к низменной части республики. По преданиям, по дороге проезжал писатель Александр Дюма во время своего пребывания в Дагестане. Но со временем о ней забыли, и она пришла в негодность.

По словам организаторов проекта, дорога, кроме своего функционального значения, станет одним из привлекательных туристических маршрутов региона. На ней будет специальная площадка, где с высоты трехсот метров открывается красивая панорама Чиркейского водохранилища. .

Тем временем

Строительство и реконструкцию автодорог к сельским территориям финансируют по госпрограммам РФ "Комплексное развитие сельских территорий" и региональной - "Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского межмуниципального и местного значения". По данным ведомства, в 2021 году в горных районах Дагестана потратили на это более 580 миллионов рублей.

Регионы Дагестан Юг России